14-06-2023
Аль-Харит ибн Джабала (араб. الحارث بن جبلة), Флавий Арефа (греч. [Φλάβιος] Ἀρέθας) в греческих источниках[1] и Халид ибн Джабала в поздних исламских источниках[2][3], был царём гассанидов, до-исламского арабского народа, жившего у восточной границы Византийской империи. Пятый филарх, носящий это имя, он правил с примерно 528 по 569 год и играл важную роль в войнах с Персией вопросах, относящихся к становлению монофизитской сирийской церкви. За свои заслуги перед Византией, он получил титулы патрикия и лат. gloriosissimus'[4].
Содержание |
Харит был сыном Джабалы (англ.)русск. (Габала в греческих источниках) и братом Абу Кариба (Абокарабуса), филарха Палестины III[5][6]. Он стал правителем гассанидов и филархом Каменистой Аравии и Палестины Секунды, вероятно, в 528 году, после смерти своего отца в битве при Танурисе. Вскоре после (около 529 года) он был возвышен византийским императором Юстинианом I (r. 527—565), говоря словами историка Прокопия Кесарийского, «в царское достоинство», сделав его главой всех арабских союзников империи (федератов) на востоке с титулом патрикий (др.-греч. πατρίκιος καὶ φύλαρχος τῶν Σαρακηνῶν, «патрикий и филарх сарацинов»). Первоначально, вероятно, зона, непосредственно контролируемая им была ограничена северо-восточной частью византийской границы с арабами[4][7][8][9]. В этот период Византия и её арабские союзники была вовлечена в войну с Сасанидской империей и её арабскими союзниками, лахмидами, и действия Юстиниана были вызваны желанием уравновесить влияние авторитетного лахмидского правителя, Мундира (англ.)русск., контролировавшего арабские племена со стороны персов[8][10].
В этом качестве, Харит сражался за византию в её многочисленных войнах против Персии.[4] Уже в 528 году он был одним из командиров, посланных с карательной экспедицией против Мундира[11][12]. В 529 году он участвовал в подавлении возглавленного Юлианом бен Сабаром масштабного самаритянского мятежа, где «взял добычу в 20 тысяч юношей и девушек, которых он захватил как пленных и продал в персидских областях и Индике»[13]. Возможно, именно за этот успех Юстиниан и возвысил его до главного филарха византийских арабов[14]. Возможно также, что он принимал участие в победоносном для Византии сражении при Даре в 530 году, хотя никакие источники об этом явно не упоминают[15]. В 531 году он командовал 5000 арабским отрядом в битве при Каллинике. Прокопий, враждебно настроенный к гассанидскому правителю, отмечает, что арабы, стоявшие на правом фланге византийского войска, предали византийцев и бежали, что и привело к поражению. Иоанн Малала, однако, сообщает, что хотя некоторые арабы действительно бежали, Харит держался твёрдо[12][16][17]. Обвинение в измене, выдвинутое Прокопием против Харита, может быть подвергнуто сомнению, так как в отличие от Велизария он остался командовать и участвовал в операциях около Мартирополиса в том же году.[18].
В 537/538 или 539 году он вступил в столкновение с Мундиром по поводу спорных прав на земли к югу от Пальмиры, недалеко от старой страты Диоклетиана[12][19][20]. Согласно позднейшим свидетельствам ат-Табари, гассанидский правитель вторгся на земли Мундира и захватил там богатую добычу. Персидский шахиншах Хосров I Ануширван использовал эти события как предлог для возобновления военных действий против Византии, начав новую войну в 540 году[3]. В кампании 541 года Харит и его люди вместе с отрядом из 1200 византийцев под командованием генералов Иоанна Фаги и Траяна, были посланы Велизарием в рейд по Ассирии. Начавшись успешно, экспедиция глубоко проникла во вражескую территорию, причинив значительный ущерб. Однако через некоторое время византийский контингент повернул обратно, из-за чего Харит не смог ни соединиться с Велизарием, ни проинформировать его о своём положении. Согласно свидетельству Прокопия, это, в добавок к разразившейся в армии эпидемии, вынудило Велизария отступить. Прокопий при этом обвиняет Харита в том, что действия последнего были намеренными и были вызваны нежеланием делиться награбленным[21]. Впрочем, в своей «Тайной истории» он приводит совершенно другую версию причин поведения Велизария, не имеющую отношения к арабам[12][22][23]. Около 544/545 года Харит оказался вовлечённым в вооружённый конфликт с другим арабским филархом, аль-Асвадом, известным по греческим источникам как Асуадес[24].
Начиная с ок. 546 года, несмотря на то, что две великие империи находились в мире в Месопотамии после перемирия 545 года, возобновился конфликт между их арабскими союзниками. Внезапным рейдом Мундир захватил, а затем принёс в жертву, одного из сыновей Харита. Вскоре после этого лахмиды понесли тяжёлое положение в генеральном сражении между двумя арабскими армиями[25][26][27]. Тем не менее конфликт не был на этом прекращён, и Мундир продолжал совершать набеги на Сирию. Во время одного из них, в июне 554 года, в победоносном для гассанидов сражении у сирийского города Халкис Харит потерял своего старшего сына Джабалу[28][29].
В ноябре 563 года Харит посетил императора Юстиниана в Константинополе с целью согласовать кандидатуру своего преемника, а также обсудить набеги лахмидского правителя Амра, также получавшего подарки от византийцев[30][31][32]. Он определённо оставил о себе живое впечатление в столице, сохранявшееся и годы спустя: Иоанн Эфесский записал годы спустя, что император Юстин II, уже утративший рассудок, испугался и спрятался, когда Иоанн скал ему «Арефа придёт за тобой»[33].
После смерти Харита, возможно произошедшей во время землетрясения 569 года[34], ему наследовал его сын аль Мундир (англ.)русск. (Аламундар в византийских источниках). Воспользовавшись смертью Харита, новый лахмидский правитель Кабус ибн аль-Мундир начал новую войну, но потерпел сокрушительное поражение[30][35].
В отличие от своих византийских хозяев, Харит был сторонником монофизитства и отрицал Халкидонский собор. В течение своего правления он поддерживал анти-халкидонские настроения в сирийском регионе, председательствуя на соборах и участвуя в многочисленных монофизитских спорах того времени как арбитр, активно способствуя становлению сирийской церкви[4][36]. В 542 году, после двух десятилетий преследований, он обратился к известной своими монофизитскими симпатиями императрице Феодоре с просьбой назначить новых епископов в Сирию. В результате были назначены Иаков Барадей и Феодор, чьи организаторские способности способствовали формированию сирийской церковной иерархии[4][30][37].
Флавиус Харис ибн Джабала.