08-07-2023
Сергей Фудель | |
Сергей Иосифович Фудель, 1921 г. |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1955-1977 |
Язык произведений: |
русский |
Дебют: |
«Моим детям и друзьям» (1956) |
Сергей Иосифович Фудель (13 января 1901, Москва — 7 марта 1977, Покров, Владимирская область) — православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед[1]; неоднократно репрессирован, провёл в лагерях и ссылках, в общей сложности, около 30 лет[2][3].
Содержание |
Родился 31 декабря 1900 (13 января 1901) г. в семье священника московской Бутырской тюрьмы — Иосифа Фуделя. В 1917 году окончил пятую московскую гимназию, после чего с 1918 по 1920 год учился в Московском университете на философском отделении историко-филологического факультета[4], затем служил в армии, учился в Высшей военно-педагогической школе на отделении русского языка и литературы.
23 июля 1922 года С. Фудель был арестован за антиобновленческую деятельность[5] и в декабре был отправлен в Усть-Сысольск, куда прибыл в январе 1923[6], а затем в Княж-Погост Усть-Вымского уезда, где находился в ссылке до апреля 1925 года.
23 июля 1923 года в комнате ссыльного епископа Афанасия (Сахарова)[7] Сергей Фудель венчался с Верой Максимовной Сытиной (1901—1988), которая, будучи его невестой, поехала вместе с ним из Москвы в ссылку[8].
1 января 1933 года был снова арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и в феврале отправлен в Явенгу, а 30 мая сослан на лесозаготовки в лагерь под Вельском, в июле переведён в Вологду, где находился в ссылке до января 1936 года. После Вологды до 1942 года семья Фуделей жила в Загорске, где Сергей Иосифович работал бухгалтером в артели, а затем — на заводе. В это время их дом был местом проведения тайных богослужения и пристанищем скрывавшихся от преследования священнослужителей таких как, к примеру, архимандрит Серафим (Битюгов)[4][9].
Во время Великой Отечественной войны, до августа 1945 года, Фудель служил рядовым в железнодорожных войсках в охране воинских грузов[4].
17 мая 1946 года был арестован в третий раз по делу об «антисоветском церковном подполье» и 30 ноября приговорён к пятилетней ссылке, которую отбывал сначала в Минусинске (по август 1947[6]), затем, до июля 1951, в селе Большой Улуй Красноярского края. По окончании ссылки Фудели живут в Усмани (до осени 1962 года), где Сергей Иосифович работает счетоводом в одной из артелей[5] и подрабатывает частными уроками английского языка.
С 1955 года начинается литературная деятельность С. И. Фуделя[10]. Первая работа, «Моим детям и друзьям», была закончена в 1956 году, в 1957 — «Путь отцов», в 1959 — «Церковь верных», «Свет Церкви» и др. Характер и направленность творчества Фуделя делает его произведения заведомо запрещёнными[11].
В ноябре 1962 года семья переезжает в Покров, где Сергей Иосифович служил псаломщиком в Покровском храме[9] и работал переводчиком в Издательском отделе Московской патриархии. В Покрове были написаны книги «Наследство Достоевского», «Начало познания Церкви» (о Павле Флоренском), «Священное предание», «У стен Церкви» и др. Часть произведений была издана на Западе издательством «YMCA-Press»[1].
Сергей Иосифович Фудель скончался в Покрове 7 марта 1977 года от злокачественного заболевания лимфатических узлов; 9 марта похоронен на покровском городском кладбище[10].
Свою жизнь Сергей Иосифович видел не как нескончаемую череду несчастий и злоключений, а как должное, идущий за Христом должен нести крест[12]:
В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение.— С. И. Фудель. «Воспоминания»
Церковь для Сергея Фуделя была местом общения, местом собрания людей, преодоления одиночества[13]:
Он чувствовал необходимость передать то ощущение, которое он сам имел — Церкви как света, Церкви как общества святых. Именно это, как он считал, позволит победить образ её темного двойника, который иногда возникает от видения церкви в истории. Он сам был членом церкви и помогал другим жить в ней с терпением, радостью и надеждой.— А. М. Копировский[12]
С. Фудель рассматривал литургию как квинтэссенцию Церкви, выражение её сути[14]:
Литургия стоит в центре христианства, а в центре литургии — «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13, 8)— С. И. Фудель. «Записки о литургии и Церкви»
Сергей Фудель постоянно поддерживал и развивал идею монастыря в миру как противопоставление разделению жизни в вере и жизни в мире[9]. Из письма епископа Афанасия (Сахарова) Сергею Иосифовичу в конце 50-х годов:
Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Серёженька… Господь да поможет Вам шествовать «путём Отцов»… Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду её я считаю совершенно необходимой… Ваша книга — богословское обоснование «монастыря в миру»… С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий.— С. И. Фудель. «Воспоминания»
1959—1961:
1970-е (самиздат):
Фудель, Сергей Иосифович.