20-10-2023
Реактивное программирование — парадигма программирования, ориентированная на потоки данных и распространение изменений. Это означает, что должна существовать возможность легко выражать статические и динамические потоки данных, а также то, что выполняемая модель должна автоматически распространять изменения сквозь поток данных.
К примеру, в императивном программировании присваивание a := b + c
будет означать, что переменной a
будет присвоен результат выполнения операции b + c
, используя текущие (на момент вычисления) значения переменных. Позже значения переменных b
и c
могут быть изменены без какого-либо влияния на значение переменной a
.
В реактивном же программировании значение a
будет автоматически пересчитано, основываясь на новых значениях.
Современные табличные процессоры представляют собой пример реактивного программирования. Ячейки таблицы могут содержать строковые значения или формулу вида «=B1+C1», значение которой будет вычислено исходя из значений соответствующих ячеек. Когда значение одной из зависимых ячеек будет изменено, значение этой ячейки будет автоматически обновлено.
Другой пример — это языки описания аппаратуры (HDL), такие как Verilog. Реактивное программирование позволяет моделировать изменения в виде их распространения внутри модели.
Реактивное программирование предлагалось как путь для легкого создания пользовательских интерфейсов, анимации или моделирования систем, изменяющихся во времени.
К примеру, в MVC архитектуре с помощью реактивного программирования можно реализовать автоматическое отражение изменений из Model в View и наоборот из View в Model.
Можно соединить парадигмы реактивного и императивного программирования. В такой связке императивные программы могли бы работать над реактивными структурами данных.
Объектно-ориентированное реактивное программирование (ООРП) это комбинация объектно-ориентированного подхода с реактивным. Пожалуй, наиболее естественный способ сделать это, такой: вместо методов и полей, у объектов реакции, которые автоматически пересчитывают значения и другие реакции зависят от изменений этих значений.
См. Functional reactive programming (англ.)
Функциональное реактивное программирование (ФРП) сформировалось в 1997 году. Были разработаны такие языки как Fran, Fruit, FRP и RT-FRP, FAL, Frob, Fvision, Yampa[1]
Функциональное реактивное программирование.