Lt304888.ru

Туристические услуги

Хайдар ибн Кавус

19-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

Хайда́р ибн Ка́вус аль-Афши́н (Ḥaydar ibn Kāwūs al-Afshīn, араб. الأفشين بن كاوس حيدر ‎) — арабский полководец иранского происхождения и вассальный правитель Уструшаны. Участвовал в военных кампаниях халифа аль-Мутасима. Наиболее известен подавлением восстания Бабека (836837) и победой над византийским императором Феофилом в битве при Анзене (838).

Имя и происхождение

Хайдар ибн Кавус был сыном и наследником Кавуса, правителя Уструшаны в Согде, сменил отца на троне около 830 года. В арабских источниках он более известен под псевдонимом аль-Афшин — это арабизированный вариант титула правителей Уструшаны[1].

Ранние годы

В 822 году халиф аль-Мамун организовал поход на Уструшану, который возглавил полководец Ахмад ибн Абу Халид аль-Ахвал. Успеху арабского войска способствовали внутренние смуты между сыновьями афшина Кавуса, один из которых — Хайдар оказал помощь Арабам. Кавус признал себя вассалом Халифа и принял ислам. Хайдар наследовал Кавусу на престоле Уструшаны, но фактически не управлял страной, а находился в распоряжении багдадских халифов, будучи наместником в различных провинциях и командуя войсками.

В 831–833 годах аль-Афшин подавил Башмурское восстание коптов-христиан в Египте. Он участвовал в победоносном походе халифа против Византийского Императора.

аль-Афшин и Бабек

После смерти халифа аль-Мамуна к власти пришёл его брат аль-Мутасим, в 835 году назначил аль-Афшина наместником Азербайджана, поручив ему подавление восстания хуррамитов под руководством Бабека.[2]. После сокрушительного поражения при Хамадане в 833 году Бабек глава Хуррамитов снова собирал своих сторонников в крепости Базз. Но прежней поддержки со стороны простого народа не было: Иранские народы перестали верить в его божественное происхождение и не хотели больше воевать.

Несмотря на поддержку Византийского императора Феофила, который вторгся в Мусульманские владения, повстанцы не смогли оказать сопротивление войскам Халифата и были полностью разбиты.

Завершив приготовления на восточном берегу Тигра, Хайдар Афшин выдвинулся к небольшому разрушенному селу Барзанд, которое находилось на перекрёстке четырёх дорог, ведущих в Базз, Ардебиль, Мугань и Варсан. Ввиду своего стратегического положения (село примыкало к горному району, где были сосредоточены основные силы Бабека) это поселение было заново отстроено, укреплено и превращено в командный пункт. Расположившись в Барзанде, Хайдар Афшин приказал тщательно охранять дороги и крепости, которые находились между его ставкой и Ардебилем. Командиры отрядов укрепились на ключевых территориях: Мухаммад ибн Юсуф окопался в Хоше, Хейсам аль-Ганави расположился в области Аршак, отстроил её замок и вырыл окопы, а Алавейхи занял замок на реке за Ардебилем. Путники и караваны выходили из Ардебиля под охраной и шли до речного замка, оттуда солдаты сопровождали их к Хейсаму аль-Ганави, который встречал их в заранее условленном месте. Таким образом, передавая друг другу попечение над караванами, отряды обеспечивали их безопасность и предотвращали нападения Хуррамитов.

Бабек не решался вступить в открытое сражение, и выманить его из крепости было непросто. Иногда это удавалось благодаря военной хитрости. Когда мусульмане хватали лазутчиков, посланных Хуррамитами, их немедленно доставляли к аль- Афшину, который хорошо обращался с ними, а затем переманивал на свою сторону за материальное вознаграждение. Изнурительная тактика, выбранная Согдийская военачальником, оказалась успешной, и в начале 837 г. положение обороняющихся в крепости Базз заметно ухудшилось. В надежде на открытие второго фронта Бабек направил послание Византийскому императору, убеждая его в том, что Халиф задействовал все силы на борьбу с повстанцами и не может защитить пограничные с Византией земли. По сообщениям историков, чтобы сильнее подействовать на Феофила, он выдавал себя перед ним за Христианина и обещал впоследствии обратить в Христианство своих сторонников. В итоге Феофил, желавший поквитаться с Арабами за предыдущие поражения, вторгся в Малую Азию. Поход сопровождался страшными зверствами: пленным выкалывали глаза, отрезали уши и носы. Несмотря на разграбление нескольких областей, аль-Мутасим не отозвал ни одного воина из Ирана. Мусульманские отряды, отправленные халифом, добрались до границы с Византией, когда армия Феофила уже удалилась в свои пределы. С ответным походом против Византии халиф торопиться нестал, а уже в августе 837 г. мусульмане штурмом взяли крепость Базз.

Бабек вместе со своими родственниками и ближайшим окружением бежал в Арцах, чтобы оттуда перебраться в Византию. Но его давний союзник князь Сахль ибн Смбат выдал его аль - Афшину за большое вознаграждение. Бабек был доставлен к Халифу и публично казнён в январе 838 г.

Весной того же года аль-Мутасим лично возглавил поход против Византии, который завершился разгромом императорской армии и разрушением многих городов, включая Анкиру и Аморий. В боях против Византии Афшин снова отличился, благодаря чему сумел приблизиться к Халифу и заслужил уважение среди солдат. В честь Хайдара Афшина писали стихи лучшие поэты, от Халифа он получил вознаграждение в два миллиона дирхемов. Но возвышение Афшина сильно обеспокоило визиря Абу Джафара Ибн аз-Зайята, верховного кади Ахмеда ибн Дуада. И его обвиняют в тайных связях с Бабеком и в «сепаратизме» и идолопоклонстве. Афшина судят, но казнить боятся из-за его большой популярности в народе и армии, и он умирает так называемой «естественной» смертью в тюрьме в 841 году..

По мнению одних историков, аль-Афшин выдавал себя за мусульманина и выслуживался перед Халифом для того, чтобы захватить власть в Великий Хорасане. По мнению других, видный военачальник стал жертвой заговорщиков, оклеветавших его перед Аббасидским правителем.

Уструшана была передана в управление представителю рода Саманидов Яхье ибн Асаду в 855 году. В 893 году Уструшана как отдельное владениие была ликвидирована Саманидами и включена в состав их Державы

Примечания

  1. V. Minorsky, «Studies in Caucasian history», Cambridge University Press, 1957, (footnote on page 111).
  2. {{C.E. Bosworth, «Sectarian and national movements in Iran, Khurasan and Transoxania during Umayyad and early Abbasid times», 1998 — ISBN 92-3-103467-7

Хайдар ибн Кавус.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01