Lt304888.ru

Туристические услуги

Хекер, Иоганн Юлиус

12-08-2023

фрагмент памятника Хекеру в Берлине
Иоганн Юлиус Хекер
Johann Julius Hecker
Дата рождения:

1707 год(1707)

Дата смерти:

1768 год(1768)

Иоганн Юлиус Хекер (нем. Johann Julius Hecker; 1707—1768) — немецкий теолог, евангелический священник и педагог, «универсальный» учёный своего времени, знаменит как основатель первого реального училища (нем. Realschule) в Германии в 1757 г, автор сочинений по ботанике и анатомии.

Содержание

Биография

Родился в Вердене, тогда городском предместье Эссена, в семье ректора местной городской «латинской школы». Его мать Елизавета была дочерью бюргамистера Эссена. До 14 лет он учился в школе своего отца, затем в гимназии в Эссене до тех пор, пока ему не исполнилось 19 лет. Будучи гимназиастом, он жил при городской аптеке и работал в её лаборатории в свободное время. Там берёт начало его любовь к «рельным» знаниям.

В 1726 он поступил на учёбу теологии в университет Халле, где среди прочего выучил в совершенстве иврит. В городе он познакомился со пиетистом и основателем знаменитой школы-интерната для детей из бедных семей Августом Германом Франке (August Hermann Franke, 1663—1727). При этой школе была семинария для подготовки учителей (Seminarium selectum), и Хекер вступил в неё в 1727 г. Спустя два года, будучи в возрасте 22 лет, он стал уже учителем в этой семинарии. Особенностью школы Франке было, что там преподавали непривычные тогда предметы: историю, географию, хронологию, математику, геометрию, механику, астрономию, ботанику, помимо этого слесарное дело, рисование и черчение. Хекер преподавал латынь, арифметику, историю, и для старших классов историю немецкого языка, религию, греческий, иврит и естественные науки. Во время своей педагогической деятельности он посвещает себя занятиям ботаники, анатомии и физиологии, химии и медицины и приближается к типу «универсального» учёного, столь характерного эпохе просвещения. В зимнем семестре 1731/32 он читает доклады по анатомии.

Во время своего пребывания в Халле Хекер предпринял путешествия в Голландию и по Германии, в которых познакомился с учёными того времени.

Один потсдамский банкир обратил внимание прусского короля Фридрих-Вильгельма I на гербарий, собранный Хекером, и тот попросил молодого учёного из Халле собрать также один и для него. После личного знакомства между ними, король поручил Хекеру преподавать принцу один раз в неделю естественные неуки.

В 1735 г он был призван королём на должность проповедника в Потсдам в «Дом сирот военных» (Militärwaisenhaus), основанный королём в 1724 г по образцу франковской школы в Халле, которую король посетил в 1713 и 1720 г. Это было учебное заведение для детей-сирот от 6 до 16 лет. С 1725 г в него брали и девочек, в 1740 г оно вмещало 1400 мальчиков и 155 девочек. По образцу Халле, у потсдамского «Дома сирот» была своя мануфактура. Помимо проповеднической деятельности Хекер был также инспектором и учителем в этом зеведении.

В 1738 г ему была поручена должность проповедника в лютеранском Троицком Соборе в Берлине (Dreifaltigkeitskirche), который находился ещё в постройке и был закончен в 1739 г. С 1750 г он был также советником в Оберконсистории (консистория была органом управления церковных и духовных дел, в том числе и школьных, что-то наподобие министерства). Современным языком можно было бы сказать, что он служил на высшем уровне в министерстве образования.

В 1757 г Хекер выработал школьный регулятив для города Минден[1], который стал образцом для первого общего для всей Пруссии школьного регламента 1763 г[2], чьим автором был так же он[3].

Педагогическая деятельность

В кругу прихода Троицкого Собора в Берлине было 6 городских школ для бедных детей (в каждой по четыре класса, всего около 500 учеников)[4], присмотр за внутренними делами которых Хекер взял на себя[5]. Он увидел, что учителя в них были очень плохо образованы и классы переполнены. Для исправления ситуации нужны были деньги, а поскольку их у городского магистрата для школ не хватало, Хекер решил провести лотерею, деньги от которой должны были пойти на школы. Такая практика была уже известна и до него. В ноябре 1741 король одобрил предолжение и сам купил 300 лотерейных билетов, которые были распространены по всей Германии. Предприятие принесло 4000 талеров дохода[6], что было тогда огромной суммой: консисториальный советник, например, получал жалование 100 талеров в год, а сам Хекер, как советник Оберконсистории - 200 талеров[7].

На полученные деньги Хекер среди прочего назначил для школ, находящихся в его ведомстве, нового инспектора. Делее он расширил круг преподаваемых в них предметов: были введены начала латинского и французского языков, что должно было подготавливать детей к «латинской школе», чтение написанных от руки писем и берлинской газеты, основы географии и счетоводства.

Хекер также считал, в соответствии идеям того времени, что разные сословия должны получать разное образование, поэтому необходимо создать школу, готовящую своих учеников к городским профессиям:

«Школы, которые подготавливают к университетам, должны быть одного типа; которые готовят хороших горожан, ремесленников, предпринимателей — другого; одни школы должны быть в городах, другие — в деревнях»[8].

План такой школьной реформы позже предложил прусский министр Цедлиц в 1787 г, но он не был осуществлён.

В 1747 на оставшиеся от лотереи деньги было куплено здание одной заброшенной городской школы. Оно было восстановлено и в нём вновь открыто обучение нового типа[9]. Вот как Хекер охарактеризовал цели своего заведения:

«Наше основное внимание направлено на молодых людей, которые не собираются учиться в университете, и которых мы всё же считаем способными к письму, торговле, прочим экономическим профессиям, искусству, работе на мануфактуре, в сельском хозяйстве и пр. Мы хотим поддержать их естественные склонности и помочь им в их первых шагах». Тем не менее школа не должна была стать профучилищем для ремесленников, а цель её заключалась в том, чтобы «с помощью подготовительных наук сделать учеников более способными быстрее и вернее понимать в их будущей профессии необходимое и применять изученное в школе (естествознание, математику и т. п.) к делу, которым они будут заниматься»[10].

Новая школа — она называлась «Экономическо-математическое реальное училище» — состояла сперва из пяти классов, в ней преподавали латынь, греческий и иврит, французский, немецкий (редкий тогда), историю и географию, ботанику, анатомию и здоровый образ жизни. Помимо этого Хекер занимался с учениками землемерным делом, посадкой деревьев и шелководством (которое активно поддерживал Фридрих Великий), для чего был специально арендован участок земли у Потсдамских ворот, на котором возник школьный ботанический сад. Вскоре добавились новые классы и новые предметы: черчение, математика, физика, экономика, различные ремесленные умения. Ученики могли сами выбирать, на какие занятия им ходить. Хекер также специально посылал учителей школы к ремесленникам и разным специалистам своего дела, чтобы те набрались больше практических знаний, которые могли бы передавать в школе. Ученики также посещали ремесленные мастерские и мануфактуры.

Новое училище пользовалось поддержкой короля, который выдал ему привилегии для книгопечатания и издания гезеты «Об интереснейших вещах из мира ботаники, государств и наук» (Von den merkwürdigsten Sachen aus dem Reiche der Natur, der Staaten und Wissenschaften). Также многочисленные спонсоры поддерживали процветающее заведение.

В 1748 Хекер открыл семинарию для подготовки учителей для школы своего типа. В 1753 г она была огосударствлена[11].

Сочинения

  • Einleitung in die Botanic, worinnen die nöthigste Stücke dieser Wissenschaft kürtzlich abgehandelt werden, Halle : Waysen-Haus 1733.
  • Betrachtung des menschlichen Cörpers nach der Anatomie und Physiologie: Nebst einem Anhang allerhand zur Erhaltung der Gesundheit dienender Regeln und Anmerckungen, samt Uebersetzung einer vormals in lateinischer Sprache von dem Hochberühmten Herrn Fr. Hoffmann … hieselbst gehaltenen Rede, Halle : Waysen-Haus 1734.
  • Kurtze Anleitung zur Erhaltung der Gesundheit: In einigen Regeln und Anmerckungen insonderheit auf Studirende gerichtet; Ehedem als ein Anhang zur Betrachtung des menschlichen Cörpers nach der Anatomie und Physiologie / Nunmehro aber auf Verlangen besonders und mit einigen Zusätzen vermehret, Halle : Waysen-Haus 1740.
  • Specimen Floræ Berolinensis, 1742.
  • Flora Berolinensis: das ist, Abdruck der Kräuter und Blumen nach der besten Abzeichnung der Natur; zur Beförderung der Erkentniß des Pflanzen-Reiches veranstaltet von der Real-Schule in Berlin, Berlin 1757—1758.

См. также

Примечания

  1. Его текст у Lewin, стр. 61-72; Müller, стр. 69-70.
  2. Его текст у Lewin, стр. 76-91; про него Heubaum, стр. 320-336.
  3. Neugebauer, стр. 179.
  4. Lewin, стр. 58.
  5. Ranke, стр. 21, 23.
  6. Ranke, стр. 22.
  7. Pockrand, стр. 19.
  8. Цитата из Heubaum, стр. 305.
  9. Ranke, стр. 24 и далее.
  10. Цитата из Heubaum, стр. 306.
  11. Hamann, стр. 96; Müller, стр. 49.

Литература

  • Hainer Weißpflug: «Auf dem Wege nach dem Thiergarten rechter Hand …». Berlins erster Schulgarten und sein Gründer Julius Hecker. In: Berlinische Monatsschrift, Edition Luisenstadt, 1997.
  • Hamann, Bruno: Geschichte des Schulwesens, 21993.
  • Heubaum, Alfred: Geschichte des deutschen Bildungswesens seit der Mitte des 17. Jh, Bd. 1: Bis zum Beginn der allgemeinen Unterrichtsreform… 1763, 1905, стр. 303—308.
  • Lewin, Heinrich: Geschichte der Entwicklung der preußischen Volksschule, 1910.
  • Müller, C.: Grundriß der Geschichte des preußischen Volksschulwesens, 61914, стр. 48-50.
  • Neugebauer, Wolfgang: Absolutistischer Staat und Schulwirklichkeit in Brandenburg-Preußen, 1985.
  • Pockrandt, Mark: Biblische Aufklärung, 2003.
  • Ranke: Johann Julius Hecker: der Gründer der Königlichen realschule zu Berlin, 1847.

Хекер, Иоганн Юлиус.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01