07-08-2023
Хохо́л (жен. хохлу́шка) — этнофолизм[1], шутливое, иногда пренебрежительное, оскорбительное[2][3][4] прозвище украинцев.
Впервые зафиксировано в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году[1]. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля[5]. «Словарь современного русского литературного языка», изданный в 1965 году, утверждает, что хохол — «название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное»[2]. По определению словаря Ушакова (1935—1940) — «в устах шовинистов - великоросов - украинец» с указанием, что слово является дореволюционным, разговорным, шутливым, бранным[6].
По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) — то же, что украинцы».[7]
В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России[8]. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима — самоназвания, указывающего на отличие от великороссов[9]. В частности этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купьянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом[10].
Содержание |
Произошло, видимо, от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (хохолок)[1].
В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец[11]: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода».
Слово «хохол» (в отношении канцлера Российской империи князя Безбородко) использовали в своей поэзии Державин и Пушкин:
..И вьётся локоном хохол[12]..
— Державин. На счастие (1790)
..В князья не прыгал из хохлов..
— Пушкин. Моя родословная (1830)
На площади, у городского колодца, богиней стояла рослая хохлушка в подкованных башмаках на босу ногу; у нее были карие глаза и та ясность широкого чела, которая присуща хохлушкам и полькам.
П. М. Бицилли (1879—1953) писал в 1930 году, рассматривая украинцев как часть русских:
Есть люди, придающие значение тому, что великоросс зовет малоросса «хохлом», а малоросс великоросса «кацапом» или «москалем», и тому подобным мелочам. Я пойду дальше и признаю, что антагонизм между Севером и Югом в России несомненно есть. Это общий факт. Он существует и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Американской республике. Но этот факт — не одно и то же, что антагонизм национальный, и не о нем, поэтому, идет сейчас речь.
— Проблема русско-украинских отношений в свете истории
Одна хата хохлацкая чего стоила — ее белизна, ее гладкая, ровная, очеретёная крыша. Как богато казалось в этой хате внутреннее убранство по сравнению с неряшливым убожеством суходольских изб!
— Иван Бунин, «Суходол»
— Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?
— Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
В Москве на Бульварном кольце между Покровским бульваром и площадью Покровские ворота находится Хохловская площадь, рядом Хохловский переулок, на котором расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах». Названа так по жителям Украины, заселявшим эту местность с XVII века[13]. Также есть местность Хохловка в районе Нижегородский, с топонимами Хохловский ручей, Новохохловская, Верхняя и Нижняя Хохловские улицы.
|
||||
---|---|---|---|---|
Бывший СССР | ||||
Остальной мир |
||||
Для чужаков | ||||
Связанные статьи |
||||
|
Хохол (прозвище).