15-10-2023
Христианская эсхатология — раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно эсхатологии иудаизма, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.[1]
В христианстве эсхатологию можно условно разделить на общую и частную. Первая говорит о судьбе этого мира и о том, что ожидает его в конце. Частная эсхатология учит о посмертном бытии каждого человека[2].
Огромную роль для христианской эсхатологии играет хилиазм (или милленаризм) и мессианизм. Большинство христианских конфессий верит в ту или иную форму установления тысячелетнего царства, то есть милленаризм. Кроме того все христиане находятся в ожидании второго пришествия Мессии, явление которого и будет концом этого мира и установления царства Божьего, то есть мессианизм.
Содержание |
Христианство возникло и развивалось на первых порах, как эсхатологическая религия[3]. Все послания апостолов и особенно книга Откровения пропитаны мыслью о том, что скоро грядет конец и христиане должны ожидать возвращения Иисуса Христа на землю.
В последующие века идеи близкого пришествия Христа пронизывала многие книги Отцов Церкви. Так епископ иерапольский Папий по свидетельству св. Иринея страстно ожидал наступления тысячелетнего царства[4].
Исторически сложилось, что основные взгляды на конец мира у теологов связаны именно с милленаризмом, то есть с упоминающимся в книге Откровение Иоанна Богослова тысячелетним царством Христа:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4)
|
Первая группа богословов считает, что пришествие Иисуса Христа будет предшествовать установлению тысячелетнего царства и именно с приходом Мессии будет установлено на земле Его царство и под самим царство подразумевается земное правление Христа в течение тысячи лет. Этот взгляд получил название премилленаризм (от лат. pre — «до», millennium — «тысяча лет»), а его последователи — премилленарии[5].
Другая же группа считает, что царство возникнет в результате исторического развития церкви и ее задача, как раз и состоит в том, чтобы подготовить царство к пришествию Христа. Т.о. по их мнению пришествие Христа состоится после установления (или окончания) тысячелетнего царства. Этот взгляд соответственно называется постмилленаризм[6].
И, наконец третья группа считает, что понятие «тысячелетнее царство» является прообразом и его нельзя понимать буквально. Многие из них считают, что царство уже установлено, после пришествие Христа через церковь и нам не следует ожидать установления буквального царства на земле. Эта группа богословов называется амилленарии, а их взгляды получили название амилленаризм[7].
Особое место в христианской эсхатологии, и в первую очередь в протестантизме занимает диспенсационализм и учение о восхищении церкви. Основателем диспенсационализма является Д. Дарби, а популяризатором, С. Скоуфилд благодаря своей популярнейшей Библии с комментариями[8].
Диспенсационалисты верили, что вся история человечества разделена на несколько периодов (диспенсаций) в рамках, которых Бог совершает определенные вещи.
Теология диспенсационалистов повлияла очень сильно на премилленариев и привнесла новые черты в это учение. Израилю и евреям отводилась отдельная роль в эсхатологии. В отличие от других богословов диспенсационалисты не верили в то, что церковь заменила собой Израиль в избрании Бога и, как результат в последние времена Израиль должен играть большую роль перед пришествием Христа. Диспенсационалисты верили в полное восстановление государственности Израиля и осуществление этого в 1948 году, восприняли, как знамение скорого возвращения Христа. Это объяснялось тем, что диспенсация язычников заканчивается и начинается восстановление отношений Бога с Израилем.
Особую роль в этой эсхатологической модели играет т. н. теория «восхищения церкви» (англ. Rapture). Ее суть в том, что церковь во время последних событий будет восхищенна с земли Иисусом Христом и на какое-то время на земле не будет церкви.
Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:17)
|
Другая особенность учения состояла в том, что непосредственному предшествию Христа должна предшествовать, т. н. «великая скорбь» (англ. Tribulation), то есть особенное время, когда Бог будет изливать ярость на всех живущих на Земле, в результате чего всех постигнет великая скорбь. Некоторые считают, что это период будет насчитывать 7 лет, другие 3,5 года.
Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф.24:21)
|
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр.7:14)
|
В свою очередь премилленарии, то есть верящие в пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства делятся на три группы в соответствии со своими взглядами на «великую скорбь» и восхищение церкви.
Основных теологических направлений в отношении «восхищения церкви», насчитывается три.
Христианская эсхатология.