25-08-2023
Христианство — одна из главных религий в Японии, после синтоизма и буддизма. Оно оказало влияние на формирование японского образования и общественно-политическую мысль нового времени. По состоянию на начало 21 века в Японии действовало свыше 9 тысяч христианских общин, в которых было зарегистрировано около 2,5 млн верующих[1], 31 декабря 2005 — 31 декабря 2008 года[2]. Наибольшей христианской организацией Японии является Римско-Католическая Церковь, которая объединяет 442 тысяч человек[3].
Содержание |
Христианство появилось в Японии в середине 16 века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск — иезуит Франциск Ксаверий. В 1549 году он прибыл в южный японский город Кагосима, где основал небольшую римско-католическую общину. Впоследствии усилиями иезуита появились христианские центры в Ямагути и Киото. В течение 1560 — 1580-х годов члены Общества Иисуса руководили христианизацией Японских островов. Несмотря на сильную оппозицию буддистского духовенства и Императорского двора, иезуитов поддерживали японские региональные властители, такие как Отомо Сорин и Ода Нобунага. Христианская проповедь была особенно успешной на острове Кюсю и в столичном регионе Кинки. К концу 16 века в Японии насчитывалось около 300 тысяч христиан[4].
В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывания миссионеров в стране и начал притеснения верующих[5]. В 1597 году он распял на крестах 26 христиан за нарушение приказа. Репрессивную политику продолжил и его политический преемник Токугава Иэясу, основатель сёгуната Эдо. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию[6]. Разрушение церквей и массовые показательные казни заставили христиан перейти в подполье. В 1637 году часть подпольщиков организовали восстание в Симабаре, которое было жестоко подавлено войсками сёгуната. В 1639 году, после серии указов Токугавы Хидэтады и Токугавы Иэмицу, Япония разорвала отношения с европейскими странами и вступила в эпоху изоляции от Запада. С тех пор запрет на христианство в Японии действовал более 250 лет. Большинство христиан были казнены или обращена в буддизм силой[4].
В 1859 году, после заключения Японией Ансэйських договоров, христианские миссионеры вновь получили право посещать страну как иностранные граждане. Однако запрет на исповедание христианства японцами не была снята. Так, в 1865 году в районе Оура города Нагасаки французская католическая миссия построила церковь, которой тайком ведало несколько подпольных христиан. Контакт с верующими был восстановлен, однако местные власти обнаружили их и казнили[4]. Репрессии продолжались даже после реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда Япония вступила на путь модернизации и вестернизации. В 1868 и 1870 годах правительство провело показательные казни японских христиан в Нагасаки, что вызвало осуждение европейских государств и США. Только в 1873 году, под давлением извне, японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его[4].
В конце 19 века в Японии действовали Римско-католическая церковь, протестантский Союз христианских церквей Японии, англиканская церковь и Русская православная церковь. Почти все проповедники были выходцами из Европы и США. Под влиянием протестантских течений зародились местные сектантские организации, которые вобрали в себя элементы христианства[4].
Христианство оказало большое влияние на формирование японской общественно-политической мысли нового времени. В частности, христианские идеи любви, милосердия к ближнему, свободы и равенства способствовали возникновению японского либерализма, а затем — парламентаризма. Усилиями христианских проповедников появилась новейшая японская система образования. Японские христиане были основным двигателем в общественных движениях за запрет пьянства и проституции. Благодаря христианским организациям в Японии были созданы многочисленные благотворительные общества, больницы, центры инвалидов, детские дома и т. д.[4]
В течение первых католических миссий с 17-го века, несколько высокопоставленных людей преобразуется в том числе Дом Дзюсто Такаяма и Хосокава Граcиа. Среди оригинальных двадцати шести мучеников Японии, Павел Мики является наиболее известным. Католики почитают его как одного из покровителей Японии.
Христианство в период Мэйдзи видело несколько крупных педагогов и христианских новообращенных следующим образом:
В 20-м веке, два основных вкладчика в протестантское христианское богословие появились в Японии: Косукэ Кояма (яп. 小山晃佑 Кояма Ко:сукэ ), который был описан как один из ведущих участников глобального христианства, и Кадзо Китамори (яп. 北森嘉蔵 Китамори Кадзо: ), который писал Богословие Боль Бога (яп. 神の痛みの神学 ками но итами но сингаку ). Социальные правозащитник и автор Тоёхико Кагава (яп. 賀川豊彦 Кагава Тоёхико ), который был номинирован на Нобелевскую премию мира и лауреат Нобелевской премии по литературе, также стал известен за пределами Японии.
В то время когда христианское влияние на население было только 1 %, были семь христианских премьер-министров в Японии.
Христианство в Японии.