02-08-2023
Хьюстонский скоростной трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия |
1 января 2004 |
Количество маршрутов |
1 |
Длина контактной сети |
12 км |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество вагонов |
18 |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи |
1435 мм |
Тип питания |
воздушная контактная сеть |
Пассажиропоток за день |
36 376 (февраль 2012)[1] |
Компания-перевозчик | |
Сайт компании |
http://www.ridemetro.org |
Хьюстонский скоростной трамвай, или Хьюстонское метро (англ. Houston Metro, МФА: [ˈhjuːstən ˈmɛtɹə(ʊ)], Metrorail, МФА: [ˌmɛtɹə(ʊ)ˈɹeɪl]), — уличная система легкорельсового транспорта — скоростного трамвая в Хьюстоне (штат Техас, США), которая, несмотря на сокращённое название «метро», не является ни метрополитеном, ни лёгким метро.
Система насчитывает 16 станций и в феврале 2012 года ежедневно перевозила 36 376 человек[1]. Состоит из одной линии, длина которой 12 километров. Открыта 1 января 2004 года. Система управляется компанией METRO, которая также управляет автобусным городским и пригородным сообщением в Хьюстоне.
Содержание |
История идеи трамвайного движения начинается ещё с 1973 года, когда на референдуме жители отвергли план создания в городе компании, которая должна отвечать за общественный транспорт[2]. Но спустя пять лет в городе всё же была создана компания METRO, отвечающая за пассажирские перевозки, а ещё через год, в 1979 году было открыто автобусное движение[2]. Обсуждение проекта по созданию в городе системы скоростного трамвая началось ещё в 1980-х годах[3]. В начале 1980-х годов рассматривалась линия из даунтауна[en] в пригороды через юго-запад города, однако на референдуме 11 июня 1983 года жители города отвергли такой план[4][5]. Позже стал разрабатываться другой проект, на референдуме 1988 года избиратели поддержали проект развития общественного транспорта, который включал и появление скоростной трамвайной системы протяжённостью 37,7 км[4][5][6]. Во время предвыборной компании на выборах мэра 1989 года[en] директор METRO Боб Ланье[en] заявил, что кандидат Фред Хофхайнц[en] не поддерживает планы по созданию трамвайной системы[4]. В результате этих выборов на пятый срок была переизбрана Кэтрин Уитмайр[en], которая поддерживала эти планы, но ничего не сделала для их осуществления[4]. В 1991 году член Палаты представителей США Том Дилей[en] лишил проект возможности выделения из бюджета 65 млн долларов на строительство[5], считая, что развитие автобусной системы города будет более рентабельным[3]. Ещё одним противником плана являлся и сам Боб Ланье, избранный мэром Хьюстона в 1992 году[6][7]. 500 млн долларов, которые могли пойти на строительство трамвая, были потрачены на полицию и реконструкцию дорог[6].
В 1990-е годы происходил отток населения из центра города на окраины, необходимость создания трамвайной системы оставалась[6]. В то же время план системы скоростного трамвая составлялся с учётом только местного финансирования, длина линии должна была составлять теперь 12 км, а не как раньше — 37,7 км[5]. В последние годы перед строительством системы назрела неблагоприятная экологическая ситуация: общественный транспорт был представлен только автобусами, а Хьюстон вышел на второе место после Лос-Анджелеса по загрязнённости воздуха[3]. Проект уже на протяжении 30 лет вызывал множество споров по поводу финансирования и о пользе городу[3]. К августу 1999 года было завершён инвестиционный анализ, а через месяц METRO утвердила строительство системы[8]. В январе 2000 года началась разработка проекта стоимостью 324 млн долларов[8]. В 2001 году несколько групп предъявили иск против начала строительства, утверждая, что официальные органы, призванные отвечать за работу общественного транспорта, занимаются «частным бизнесом»[9]. В январе 2001 года был вынесен приговор в пользу истцов, обжалованный в апелляционном суде 9 марта[9].
Строительство системы скоростного трамвая началось 13 марта 2001 года[9][10]. В июле того же года обсуждались названия 16-ти станций[11]; позже они были даны почти всем станциям, лишь у некоторых появилось другое название. В ноябре 2003 года строительство близилось к концу, и началось тестирование системы[12]. Тогда же произошла первая авария[12]. Торжественное открытие скоростного трамвая произошло 1 января 2004 года, мэр Хьюстона Ли Браун[en] сам управлял первым трамвайным поездом[2]. Стоимость проекта составила 324 млн долларов[3][2]. На настоящий момент система состоит из одной линии — Северной («Красной»).
Внешние изображения | |
---|---|
Линии трамвайной системы | |
Система после окончания строительства 2-го этапа | |
Северная линия | |
Юго-восточная линия | |
Ист-Энд | |
Университетская линия | |
Верхнегородская линия |
Согласно плану развития общественного транспорта Хьюстона 2003 года, предполагается дальнейшее развитие трамвайной системы, в котором предусмотрено четыре этапа развития[13][14]. На настоящий момент закончен первый (открытие Северной линии) и реализуется часть второго этапа: строительство линий Юго-восточной и Ист-Энд и продление Северной[15]. Помимо этих линий, также планируется построить Верхнегородскую и Университетскую[16]. Третий этап будет включать продление построенных линий во втором этапе: Северная будет продлена до аэропорта Хьюстон Интерконтинентал, Ист-Энд до аэропорта имени Хобби, будут построены некоторые другие линии[13]. Четвёртый этап запланирован на далёкое будущее, планируется, что линии протянутся вдоль важных трасс: Уэстпарк Толуэй[en], Томбал Паркуэй[en], Interstate 45 и Interstate 10[13]. После завершения строительства второго этапа протяжённость системы составит 63,9 км и будет насчитывать 38 станций, а после завершения третьего этапа — 104,3 км и 54 станции[13]. Для того, чтобы люди могли наблюдать за ходом строительства, компанией METRO был создан сайт gometrorail.org, на котором пишется процент готовности линий и сообщения о проводимых в городе работах по строительству линий[17][18].
В настоящий момент идут строительство линий Юго-восточной и Ист-Энд и продление Северной, сдача в эксплуатацию которых планируется летом 2014 года[17]. Ранее планировалось сдать к октябрю 2013 года, но из-за проблем с законом «Buy American Act[en]» срок отложен до 2014 года[19] , а по плану развития общественного транспорта линии должны были ввести в эксплуатацию в 2012 году[14]. В декабре 2011 года Федеральным управлением пассажирскими перевозками США[en] было выделено 900 млн долларов для завершения строительства линии «Юго-восточная» и продления линии «Северная»[20]. Они будут служить в качестве альтернативы загруженных трасс Interstate 45 и Interstate 59[20]. Ожидается, что после их запуска пассажиропоток вырастет до 58 000 человек[20], также благодаря строительству линий создано 1800 дополнительных рабочих мест[20].
По заявлению мэра Хьюстона Эннис Паркер, строительство Университетской и Верхнегородской линий начнётся, когда будут найдены на них денежные средства[21].
Линия | Протяжённость (км) | Станции | Статус |
---|---|---|---|
Ист-Энд[22] | 5,3 | 9 | Строится |
Северная[23][прим 1] | 20,6 | 24 | Строится |
Юго-восточная[24] | 10,6 | 11 | Строится |
Верхнегородская[25] | 7,6 | 9 | Планируется |
Университетская[26] | 16,1 | 16 | Планируется |
Стоимость поездки составляет 1,25 $[27]. Действует скидка для школьников, студентов, пенсионеров и инвалидов: стоимость поездки — 0,60 $[27]. Для людей старше 70 лет и для детей до 5 лет проезд бесплатный[27]. Оплатить проезд можно двумя способами: электронная карта METRO Q и наличные деньги[27]. Также на карте METRO Q действует акция — за 50 оплаченных поездок даётся 5 бесплатных поездок[27]. Неуплата за проезд грозит штрафом 500 $[28]. Также штраф в 500 $ предусмотрен за распитие алкоголя, курение табака, нарушение общественного порядка, нахождение в нетрезвом состоянии, разбои, азартные игры, оставление ребёнка в автомобиле без присмотра, мелкое воровство (проступки класса С)[28][29].
Скоростной трамвай работает каждый день. В будние дни система работает с 4:30 утра до 0:30 ночи, в субботу и воскресенье с 5:30 утра до 0:30 ночи[30]. Интервал движения составов: утром, днём и вечером — 6 минут, поздним вечером — 15 минут[30].
Система управляется компанией METRO, директором которой является Джордж Грениас. Штаб-квартирой компании является административное здание Total Plaza[en][31]. За диспетчирование системы отвечает «Хьюстон Транстар[en]»[32], которое является партнёрством четырёх правительственных учреждений, несущих ответственность за оперативную информацию по чрезвычайным обстоятельствам в Хьюстоне[33].
Трамвайная система насчитывает одну линию, состоящую из 16 станций. Расстояние между станциями в среднем составляет 800 метров[8]. Линия скоростного трамвая проходит через важные объекты города: университет Райса, Техасский медицинский центр[en], Релиант Астродом, Даунтаун Хьюстона[en]. Конечными станциями являются UH-Downtown[en] (на севере) и Fannin South[en] (на юге). После конечной станции Fannin South составы могут развернуться на кольце и продолжить путь, либо заехать в техническое здание. Также здесь располагается операционный центр для технического обслуживания подвижного состава[30]. Перед станцией UH-Downtown находится оборотный тупик.
Дизайн станций разработан компанией HOK[34]. На станциях имеются скамейки, урны для мусора, есть стеклянные полупрозрачные крыши. Дизайнеры хотели передать прошлое Хьюстона, но в то же время, чтобы станции гармонично входили в городской пейзаж. Между станциями Main Street Square[en] и Bell[en] рельсы проходят по водному ландшафту[35]. Помимо водного ландшафта, есть и фонтаны, высота которых может достигать 12 метров[35]. Эту территорию благоустроили к дате открытия скоростного трамвая[35].
Рядом с остановкой «Fannin South» располагается парковка[36]. Цена за разовое использование — $ 3, можно оформить услугу на месячное пользование парковкой, её цена — $ 40[36]. Инвалиды имеют возможность пользоваться скоростным трамваем, так как вагоны низкопольные[37]. Также даются объявления не только на английском, но ещё и на испанском языках[37].
Станция Downtown Transit Center | Конечная станция UH-Downtown | Водный ландшафт |
Среднесуточный пассажиропоток в феврале 2012 года составил 36 376 человек[1]. Пассажиропоток всегда составляет 30 000 — 40 000 человек за месяц. Хьюстонский скоростной трамвай занимает 14 место по количеству перевозок среди других легкорельсовых систем США в месяц[38]. За финансовый 2011 год пассажиропоток составил 12,9 млн человек. Динамика перевозки пассажиров за 2010—2012 годы[39]:
Месяц | Сен 2010 | Окт 2010 | Ноя 2010 | Дек 2010 | Янв 2011 | Фев 2011 | Мар 2011 | Апр 2011 | Май 2011 | Июн 2011 | Июл 2011 | Авг 2011 | Сен 2011 | Окт 2011 | Ноя 2011 | Дек 2011 | Янв 2012 | Фев 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во пассажиров | 35,3 | 37,2 | 36,8 | 34,6 | 34,2 | 34,2 | 34,7 | 35,1 | 35 | 35 | 35 | 35,1 | 35,4 | 38,6 | 38,1 | 36,1 | 36,25 | 36,4 |
Система может обслуживать до 8000 человек в час в одном направлении[40]. Фиксировались следующие рекордные суточные пассажиропотоки[41]:
Парк подвижного состава состоит из 18 многосекционных трамвайных поездов модели Siemens Avanto S70, поставленных в 2003 году[43]. Поезда имеют длину 29 метров, 4 двери, 72 сидячих и 241 стоячее место[44]. Скорость движения вагонов может достигать 30 метров в секунду[45]. После завершения строительства всех линий системы планируется одновременное обращение 105 составов[46]. В апреле 2011 года был подписан контракт на 83 млн долларов о закупке девятнадцати точно таких же вагонов, которые будут поставлены к октябрю 2012 года[45][47]. В новых вагонах будет усовершенствована система кондиционирования[48]. В сентябре 2011 года METRO согласилась на закупку ещё 39 трамвайных поездов у компании Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles[en] по новому договору, который соответствует закону «Buy American Act[en]» и правилам, установленным Федеральным управлением пассажирскими перевозками США[en][49][50].
Согласно заявлениям руководства компании METRORail в лице Кристофа Спиелера от июля 2010 года, все составы в будущем планируется снабдить площадками для велосипедов[51]. Аналогичные площадки уже имеются в некоторых автобусах Хьюстона.
Состав подъезжает к даунтауну | Состав на станции Museum District | Состав на улице Мэйн-стрит | Состав вблизи | Внутри вагона |
Система скоростного трамвая не раз подвергалась критике из-за большого количества дорожных аварий, в которых участвовали составы. Среднее количество аварий за первое полугодие 2004 года составляло 11 на 1 милю в год, при том, что среднее количество аварий для подобных систем в мире — 0,55 на 1 милю на то время[52]. В связи с этим критики именовали и продолжают именовать систему двумя прозвищами: «Трамвай опасности»[53][54] и «Опасный поезд»[55]. Компания МЕТRО установила дополнительные светофоры, дорожные знаки, чтобы уменьшилось количество аварий[12][56]. В результате количество аварий к августу 2005 года снизилось на четверть, всего к этому времени произошло 100 аварий[12].
METRO и полиция Хьюстона[en] возлагают вину на водителей, которые продолжают движение на красный свет[57]. Одна из причин аварий в центре города — неправильное регулирование движения, а аварий у Техасского медицинского центра[en] — незаконные повороты автотранспорта[12]. Социологи и исследования Стивена Клинберга утверждают, что высокий показатель аварий связан с большим количеством машин и низким процентом пешеходов[58]. Всего на октябрь 2011 года произошла 351 авария с момента существования системы[59].
Федеральное управление пассажирскими перевозками США[en] занималось расследованием, касаемым планируемой покупки компании METRO новых вагонов у испанской компании Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles[en] (CAF). Дело в том, что эта покупка нарушила бы закон «Buy American Act[en]»: финансируемые правительством проекты общественного транспорта могут закупать только отечественный транспорт[60]. Если бы METRO нарушила правило, то выделение 900 млн долларов правительством могло быть отменено[60]. METRO заявляла, заказ у CAF на поставку двух вагонов является отдельным от заказа на закуп 103 отечественных вагонов[61][62]. Однако Федеральное управление пассажирскими перевозками США не согласилось с ответом, заявив, что контракт был составной частью более общего контракта, и главной проблемой является полное подчинение METRO правилам[63]. В апреле 2010 года Федеральное управление пассажирскими перевозками США хотело получить ответ от директора METRO Фрэнка Уилсона по вопросу о поставщике вагонов[64], ответил ли он — неизвестно. Позже METRO утверждала, что тот заказ не нарушал правил[61]. Через два месяца Федеральное управление пассажирскими перевозками США поручило METRO воздержаться от покупки вагонов[65]. Согласно письмам компании METRO, отправленными в Siemens, в январе 2009 года, было обсуждение о покупке 29 новых трамвайных вагонов, но глава компании METRO Фрэнк Уилсон позднее стал избегать обсуждение[66]. 8 сентября 2010 года Федеральное управление пассажирскими перевозками США объявило, что при планировании расширения трамвайной системы были нарушены правила, заявляя, что METRO должна согласовать план расширения с Федеральным управлением пассажирскими перевозками США, чтобы получить 900 млн долларов[60]. Позже METRO объявила, что запуск новых линий откладывается на год[67]. CAF заявляла, что решение Федерального управления пассажирскими перевозками США было основано не неточной информации и обратился к ней, чтобы оно пересмотрела своё решение[68]. Федеральное управление пассажирскими перевозками США же пригрозило судебным иском METRO, если последний продолжит данную деятельность[63], в METRO пришли к выводу, что тяжба в суде возможна[69]. В сентябре 2011 года METRO согласилась на закупку 39 трамвайных поездов у CAF USA (дочерняя компания CAF) по новому договору, который соответствует закону «Buy American Act» и правилам, установленным Федеральным управлением пассажирскими перевозками США[49][50]. В декабре 2011 года Федеральное управление пассажирскими перевозками США выделило 900 млн долларов на строительство трамвайной системы[20].
В сентябре 2008 году из-за урагана Айк было прервано трамвайное движение в Хьюстоне. Сам ураган нанёс большой ущерб городу. Трамвайное движение восстановлено 18 сентября 2008 года[70].
В сентябре 2011 года штормовой погодой были повреждены контактные провода, и движение прервалось. Позже работа системы возобновилась[71].
За всю историю существования системы 5 раз составы сходили с рельсов[59].
При изъятии у владельцев земельных участков для постройки на них рельсовой дороги иногда возникали споры по поводу этих земель, которые разрешались путём переговоров или в судах[72].
В ноябре 2007 года телеканал KPRC-TV[en] рассказал в своём репортаже о том, что METRO иногда не обращает внимание на инвалидов, в результате чего один раз зажало в дверях инвалида[73]. По словам телеканала, после трёх лет жалоб сделано почти ничего не было[73].
В феврале 2010 года METRO было предъявлено обвинение в уничтожении документов[74]. В результате началось расследование прокуратурой округа Харрис[75], сопровождаемое изъятием документов следователями[76]. Через месяц мэр Хьюстона Эннис Паркер сменила пятерых членов METRO[77]. Глава METRO Фрэнк Уилсон ушёл в отставку в мае 2010 года, дело было раскрыто к июню 2010 года[78]. 27 июля 2010 года с METRO были сняты все обвинения в каких-либо неправомерных действиях[79]. Однако Эннис Паркер просила дальнейшего расследования, которое показало, что не было отчётов и решений заседаний комитетов METRO[80]. Майкл Рид утверждал, что финансовое состояние METRO ухудшилось за время правления Фрэнка Уилсона[81].
Были сделаны заявления, что METRO лгала о своём доходе для того, чтобы получить 900 млн долларов из федерального уровня[82]. Однако городские власти не нашли ничего подозрительного, но Федеральная транзитная администрация отодвигала вопрос о выделении денег, пока данные о доходах METRO не были подтверждены ещё раз[83].