Lt304888.ru

Туристические услуги

Хэскин, Байрон

19-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Байрон Хэскин
Byron Haskin
Имя при рождении:

Byron Conrad Haskin

Дата рождения:

22 апреля 1899({{padleft:1899|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:22|2|0}})

Место рождения:

Портленд[1]

Дата смерти:

16 апреля 1984({{padleft:1984|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:16|2|0}}) (84 года)

Место смерти:

Монтесито, Калифорния

Гражданство:

США США

Профессия:

Специалист по спецэффектам
Режиссёр
Кинооператор

Карьера:

1922-1968

IMDb:

ID 0005738

Ба́йрон Хэскин (полное имя — Байрон Конрад Хэскин, англ. Byron Conrad Haskin; 22 апреля 1899 года — 16 апреля 1984 года) — американский оператор, создатель спецэффектов и режиссёр кино и телевидения 1920-60-х годов.

В 1937-45 годах Хэскин был главой департамента спецэффектов студии «Уорнер бразерс»[2], и как разработчик спецэффектов был четырежды номинирован на Оскар за фильмы «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939), «Морской ястреб» (1940), «Морской волк» (1941) и «Отчаянное путешествие» (1942)[3].

К наиболее значимым работам Хэскина как режиссёра относятся фильмы нуар «Я всегда одинок» (1948) и «Слишком поздно для слёз» (1949). В 1950-е годы Хэскин поставил несколько популярных фантастических фильмов, наиболее известный среди которых «Война миров» (1953)[2].

Как отметил историк кино Билл Уоррен, Байрон Хэскин никогда не был «актёрским режиссёром», но его умение работать с роботами, пришельцами и насекомыми-мутантами было непревзойдённым[4].

Биография

Ранние годы

Хэскин родился 22 апреля 1899 года в Портленде, штат Орегон. Он получил образование в Калифорнийском университете в Беркли, во время Первой мировой войны он также служил кадетом в военно-морской авиации. После завершения воинской службы Хэскин работал карикатуристом и рекламистом, а 1920 году перешёл в киноиндустрию в качестве оператора кинохроники[4].

Операторская и режиссёрская карьера: 1920-е годы

В 1922 году Хэскин дебютировал на студии «Уорнер бразерс» как оператор немого фильма «Разорванные цепи»[5][6], а в 1928 году снял свой первый звуковой фильм «Пойманные в тумане»[2]. Всего в качестве оператора Хэскин снял 33 фильма, последний из них — в 1937 году[5]. К числу его наиболее заметных операторских работ относятся социальные драмы «Пока земля вращается» (1934), «Боковые улочки» (1934) и «Чёрная ярость» (1935)[7].

В 1927 году Хэскин стал работать также как режиссёр, поставив в течение года четыре немых фильма, в основном, это были малозначимые комедийные мелодрамы — «Гинзбург великий», «Девушки утренника» и «Ирландские сердца»[4]. После этих работ Хэскин вернулся к режиссуре только в 1948 году.

В 1929-32 годах Хэскин работал в Британии руководителем производства и техническим советником британской киноиндустрии[4][6].

Разработка спецэффектов: 1932—1944 годы

Ещё в эпоху немого кино Хэскин начал заниматься разработкой спецэффектов и развитием технологий, которые в конечном итоге принесли в киноиндустрию звук[6]. С появлением звукового кино, Хэскин занялся разработкой более эффективных средств приспособления новых технологий звука. По возвращении в Голливуд он подписал контракт с департаментом специальных эффектов «Уорнер бразерс», а в 1937-45 годах работал его руководителем[4][6]. На этом этапе своей карьеры Хэскин был четыре раза номинирован на Оскар за лучшие спецэффекты[4] за свою работу в следующих фильмах: историческая драма «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939), исторический приключенческий фильм «Морской ястреб» (1940), приключенческая драма Майкла Кёртиса «Морской волк» (1941) и военная драма Рауля Уолша «Отчаянное путешествие» (1942).

Режиссёрская карьера: 1945—1968 годы

В 1945 году, когда исполнительный продюсер студии «Уорнер бразерс» Холл Уоллис перешёл на «Парамаунт», он забрал Хэскина с собой[4].

На новой студии Хэскин возобновил свою режиссёрскую карьеру (и дебютировал в качестве режиссёра звукового кино) с фильмом нуар «Я всегда одинок» (1947)[4]. Этот фильм с участием Берта Ланкастера и Кирка Дугласа рассказывал о близком партнёрстве двух друзей-бутлеггеров, которые после 14 лет разлуки превращается в смертельную вражду между ними. В 1949 году Хэскин поставил один из лучших своих фильмов, «отличный маленький нуар» «Слишком поздно для слёз», в котором, как и в предыдущей картине главные женские роли исполнили Лизбет Скотт и Кристин Миллер.

Снятый на натуре приключенческий фильм «Кумаонский людоед» (1948) был посвящён охоте на тигра-людоеда, терроризирующего местных жителей в индийских Гималаях[8].

После этого Хэскин вновь отправился в Англию, где поставил первый художественный фильм студии Уолта Диснея — «Остров сокровищ» (1950) с Робертом Ньютоном в главной роли. В 1954 году Хэскин снова снял Ньютона в продолжении этого фильма — «Длинный Джон Сильвер» (1954), а затем в 1955 году поставил двухсерийный телевизионный фильм «Остров сокровищ»[4][6].

Приключенческий экшн «Тарзан в опасности» (1951) был первым из серии фильмов о Тарзане, который был снят, хотя только частично, на натуре в Африке. В 1951-52 годах Хэскин поставил три проходных вестерна с участием Эдмонда О’Брайена в главной роли — «Тропа войны» (1951), «Серебряный город» (1951) и «Дэнвер и Рио Гранде» (1952).

После этого Хэскин начал длительное и успешное сотрудничество с продюсером Джорджем Пэлом, «для которого снял, наверное, свой самый известный фильм, классику фантастики „Война миров“»(1953)[4][6]. Фильм поставлен по мотивам романа Герберта Уэллса, действие которого перенесено в США 1950-х годов с характерными для того времени темами ядерного оружия и противостояния двух политических систем, кроме того, фильм отличала ярко выраженная религиозная направленность. Критики отмечали, что качество сценария и актёрская игра не вышли за рамки стандартных клише голливудских картин, при этом «пришельцы и спецэффекты затмили собой диалоги»[9][10][11]. Большая часть бюджета фильма ушла на спецэффекты, что со временем стало характерной чертой фантастических блокбастеров[12]. Наряду с такими картинами, как «Нечто из иного мира» (1951), «День, когда остановилась Земля» (1951) и «Они!» (1954), фильм «Война миров» стал этапным в развитии научно-фантастического кино.

После этого, в сотрудничестве с Пэлом Хэскин поставил приключенческий фильм «Обнажённые джунгли» (1954), а также фантастические фильмы «Покорение космоса» (1955) и «Власть» (1968)[4][6].

Приключенческий триллер «Обнажённые джунгли» (1954) с Чарльтоном Хестоном рассказывал о нападении полчищ муравьёв на кофейную плантацию в Африке. Действие приключенческой драмы «Хозяин острова О'Киф» (1954) происходило на островах в южных тихоокеанских широтах, где главный герой (Берт Ланкастер) пытается наладить производство копры и отношения с местными жителями.

Фильм «Покорение космоса» (1955) стал не самой убедительной попыткой на основе существующих научных знаний своего времени максимально правдоподобно представить полёт космического корабля на Марс и затем попытку экипажа вернуться назад. В фильме затрагивались религиозные и психологические аспекты вторжения людей в космическое пространство.

Политическая драма «Босс» (1956) с участием Джона Пейна была довольно неожиданной для карьеры Хэскина политической драмой, посвящённой теме борьбы за власть в одном из американских штатов после Первой мировой войны.

Фантастический фильм «С Земли на Луну» (1958) с участием Джозефа Коттена и Джорджа Сэндерса был поставлен по роману Жюля Верна. Действие фильма происходит в США в 1860-е годы и связано с организацией полёта на Луну после серии революционных научно-фантастических открытий, фильм вновь затрагивает религиозные аспекты освоения космоса.

В дальнейшем Хэскин поставил серию приключенческих фильмов для семейного просмотра, среди них «Маленький дикарь» (1959), «Капитан Синдбад» (1963) и «Робинзон Крузо на Марсе» (1964). Последний фильм, переносящий приключения из книги Даниеля Дефо на Марс, выглядит довольно наивным и отсталым в научном плане, тем не менее он «приобрёл культовый характер»[6]. Последним фильмом Хэскина стал фантастический криминальный триллер «Власть» (1968) о борьбе учёного с обладающим телекинезом таинственным убийцей.

Начиная с 1957 года, Хэскин стал работать на телевидении, где его лучшими режиссёрскими работами стали шесть высоко оценённых фильмов научно-фантастического сериала «За гранью возможного» (1963-64).

Хэскин умер 16 апреля 1984 года в Монтечито, за шесть дней до своего 85 дня рождения.

Избранная фильмография

Режиссёрские работы

Примечания

  1. Record #121456994 // Gemeinsame NormdateiLeipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 18 декабря 2014.
  2. ↑ Overview for Byron Haskin
  3. Byron Haskin — Awards — IMDb
  4. ↑ http://www.allmovie.com/artist/byron-haskin-p93679
  5. ↑ Byron Haskin — IMDb
  6. ↑ http://www.imdb.com/name/nm0005738/bio?ref_=nm_ov_bio_sm
  7. Byron Haskin — Filmography by rating
  8. Man-Eater of Kumaon (1948) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie
  9. Steve Biodrowski. War of the Worlds (1953) — Film & DVD Review на cinefantastiqueonline.com (July 7, 2007)
  10. Frederick S Clarke War of the Worlds. Cinefantastique. — 1970. — Т. 1. — С. 26. — ISSN 0145-6032
  11. George Edgar Slusser, Eric S. Rabkin Visions of Mars: Essays on the Red Planet in Fiction and Science. — McFarland, 2011. — С. 23. — 216 с. — ISBN 978-0-7864-5914-8
  12. Blair Davis The Battle for the Bs: 1950s Hollywood and the Rebirth of Low-budget Cinema. — Rutgers University Press, 2012. — С. 22. — 280 с. — ISBN 978-0-8135-5324-5

Ссылки

  • Байрон Хэскин на сайте IMDB
  • Байрон Хэскин на сайте Allmovie
  • Байрон Хэскин на сайте Turner Classic Movies

Хэскин, Байрон.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01