Lt304888.ru

Туристические услуги

Цезарь Пуни

28-09-2023

Цезарь Пуни
Cesare Pugni
Итальянский и российский композитор
Дата рождения:

31 мая 1802(1802-05-31)

Место рождения:

Генуя, Италия

Дата смерти:

14 (26) января 1870(1870-01-26) (67 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Це́зарь Пу́ни (итал. Cesare Pugni, Че́заре Пу́ньи, 31 мая 1802, Генуя, Италия — 14 [26] января 1870, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский и российский композитор. Работал в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Написал 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфонии, кантаты и другие сочинения.

Содержание

Творческая биография

В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по композиции. В 18251834 работал в театре «Ла Скала», где были поставлены его балеты «Осада Кале» (1827), «Агамемнон» (1828), «Аделаида Французская» (1829), «Макбет» (1830) и другие. С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 — композитор балетной музыки при Королевском театре в Лондоне, сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П. Тальони. В этом театре были поставлены его балеты «Аврора» (1843), «Ондина (англ.)», или «Наяда и рыбак» (1843), «Эсмеральда» (1844, по роману Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (1844), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (1845), «Катарина, или Дочь бандита» (1846), «Метаморфозы» (1850) и другие. Некоторые из них созданы специально для танцовщиц Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Черрито, Ф. Эльслер. В эти же годы Пуни написал ряд балетов, поставленных в Париже.

Балерина Юлия Николаевна Седова (1880—1969) в роли принцессы Аспиции в балете Цезаря Пуни «Дочь фараона» в постановке Мариуса Петипа, около 1905 года.

С 1851 года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Сотрудничал здесь, в частности, с балетмейстерами Л. и М. Петипа. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Жемчужина Севильи» (1861), «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) и другие. Пуни создал первый балет на русскую национальную тему «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова (1864), где использовал популярные русские мелодии.

Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью. Благодаря этому некоторые его балеты и в XXI веке присутствуют в репертуаре театров, например «Эсмеральда» (Большой театр, 2006), «Дочь фараона» (Большой театр, 2001), «Наяда и рыбак», или «Ондина» (Мариинский театр, 2006), «Конёк-Горбунок», «Севильская жемчужина» и другие.

Прославившиеся потомки Цезаря Пуни

  • Сын — Альберт Пуни (в православии Андрей Пуни), виолончелист Мариинского театра.
  • Внуки:
    Иван Альбертович Пуни — известный русский (в эмиграции — французский) художник-авангардист.
    Александр Викторович Ширяев — известный русский балетный танцор, исполнявший партии в балетах своего деда, балетмейстер, хореограф, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов.

Литература

  • Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1. — М., 1938
  • Guest I. The romantic ballet in England. — London, 1934
  • Edgecombe, R. S. Cesare Pugni, Marius Petipa, and 19th Century Ballet Music // Musical Times, Summer 2006.
  • Petipa, Marius. The Diaries of Marius Petipa. Trans. and Ed. Lynn Garafola // Studies in Dance History — 3.1 (Spring 1992).
  • Guest, I. F. Cesare Pugni: A Plea For Justice // Dance Research, 1993, Vol. 1, no. 1, pp. 30—38.

Ссылки

Цезарь Пуни.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01