23-10-2023
Центральный военно-морской музей | |
---|---|
новое здание музея на площади Труда |
|
Дата основания | 1709 |
Местонахождение | 199034, Санкт-Петербург, Площадь Труда, дом 5 |
http://navalmuseum.ru/ | |
Центральный военно-морской музей на Викискладе |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810142001 |
Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира, расположенный в Санкт-Петербурге, объект морского наследия .
В связи с переездом основная экспозиция закрыта. Филиалы музея продолжают свою работу:
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская набережная, крейсер «Аврора»; телефон +7 812 230-84-40
Режим работы: Ежедневно с 11:00 до 17:00, кроме понедельника и пятницы[1].
Транспорт: метро: «Горьковская», трамвай № 6, 40 до остановки «Ул. Чапаева».
Адрес: 199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 10; телефон +7 812 356-52-77
Транспорт: метро: «Приморская»; трамвай № 1, 6; троллейбус № 10, 11; автобус № 1, 6, 7, 128 до остановки «Ул. Шкиперский проток».
Адрес: 199106, Кронштадт, Якорная площадь, 1; телефон +7 812 311-47-13
Транспорт:
Из Санкт-Петербурга - метро: «Старая Деревня», далее пригородный автобус 101[2]; либо Аквабус;
Из Ломоносова - автобус 175[3]
Из Сестрорецка - автобус 215[4]
История музея ведется с 1709 года, когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции.
В 1722 году вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи», который гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII века, выполненных согласно «Регламенту», до нашего времени сохранилось порядка восьмидесяти.
Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум».
В 1900-1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 году, к своему 200-летию, музей получил имя Петра Великого.
С 1924 — Центральный военно-морской музей.
Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939-1941 гг. переехал в здание бывшей Фондовой биржи. Реконструкция помещений под музейную экспозицию, насчитывающую около 800 тыс. музейных предметов, и проект Музея разработаны архитектором М. А. Шепилевским.
В 2011 году начался переезд экспозиции в здание Крюковских (Морских) казарм.
Экспозиция музея состоит из десяти основных залов на первом этаже и выставочного комплекса временных экспозиций на втором.
Центральный, самый большой зал музея, охватывает историю флота России от момента его создания до Октябрьской революции.
Здесь можно увидеть знаменитый ботик Петра I («Дедушка русского флота»), модели парусников 18-19 веков, броненосцев рубежа 19-20 веков. Экспозиция рассказывает о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Также представлен ряд «раритетов» — первая в истории кораблестроения подводная лодка с электродвигателем, трофеи русско-турецких войн, древний чёлн, поднятый со дна реки, личные вещи и фотографии знаменитых военных моряков. Заключительный раздел экспозиции первого зала повествует об участии русского флота в Первой мировой войне.
Зал номер 2 представляет историю участия российского флота в событиях 1917 года. Здесь размещены модель и настоящие элементы императорской яхты «Полярная звезда» (штаба революционного Центробалта), фотографии Моонзундского сражения, модели кораблей, принимавших участие в Октябрьском восстании в Петрограде.
Материалы экспозиции освещают участие военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918—1922 годах. Представлено множество моделей кораблей и военных реликвий — торпедный аппарат со знаменитой подводной лодки «Пантера», потопившей летом 1919 года английский эсминец, 75-мм орудие с посыльного судна «Адмирал Завойко» («Красный Вымпел»), модели эскадренного миноносца «Гавриил», подводной лодки «Макрель» и др.
Материалы зала повествуют о становлении и развитии советского флота после окончания Гражданской войны. В центре зала находится модель первенца советского кораблестроения, крейсера «Киров». Отдельные стенды рассказывают о восстановлении флота, в котором принимали участие водолазы и рабочие-судоремонтники, а также об участии военных моряков в Советско-финской войне 1939—1940 гг. В экспозиции представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий.
Экспозиция рассказывает о начале войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941—1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы. Здесь же находятся образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей, модели военных кораблей и самолётов.
В зале экспонируются модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена кораблей, фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны. Под сводами зала — истребитель И-16, на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, подполковник Б.Ф. Сафонов.
Экспонаты зала рассказывают о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от блокады, об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии, о вкладе в общую победу союзников по антигитлеровской коалиции. В зале представлены подлинные предметы, поднятые с потопленной советскими моряками германской подводной лодки U-250.
Зал Победы. Здесь экспонируется большое количество боевых знамён и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамёна и оружие. В зале представлены материалы, рассказывающие о действиях сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». В витринах размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии.
В последних двух залах основной экспозиции в настоящий момент (2006—2007 гг.) развернута выставка к столетию подводных сил России. Она рассказывает об истории подводного флота, даёт возможность ознакомиться с подлинными материалами и чертежами, узнать о жизни военных моряков в наши дни.
Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников (КГиОП) летом 2007 года начал решать вопрос о переносе центрального военно-морского музея в здание Крюковских (Морских) казарм.
Отреставрированные казармы – это идеальный вариант. В этом случае музей останется в центре города. Кроме того, его новая площадь будет в три раза больше старой, а рядом еще и Новая Голландия [6]. |
— председатель КГиОП Вера Дементьева.
Также планировалось устроить вокруг памятника по набережной Крюкова канала пешеходную зону со стоянкой туристических автобусов[7], но этот момент не удалось согласовать с комитетом по транспорту[8]. Более двух месяцев известный правозащитник, активист петербургского Комитета Единых Действий (КЕД), Михаил Дружиннинский, вел переговоры лично с начальником музея, капитаном I ранга Шидаковым, предлагая ему разностороннюю помощь в борьбе за сохранение за музеем исторического здания. Ответа на предложение не последовало[9].
В процессе переезда музея один экспонат был уничтожен и ещё один — повреждён[10]. Гипсовая носовая фигура клипера «Витязь» работы скульптора Петра Клодта была разбита, повреждён механизм наводки 45-мм пушки времён Великой Отечественной войны.
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Центральный военно-морской музей.