18-10-2023
Церковная деятельность Ивана Мазепы — деятельность гетмана доктора исторических наук Юрия Мицика, научного сотрудника Института истории Украины кандидата исторических наук Ольги Ковалевской, историка и журналиста Сергея Павленко,[2] за счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен,[3][4][5][6][7] в том числе и за пределами Украины.[8]
По сведениям Владимира Грипася,[9] в период истории Украины, который известен под названием «Руина» строительство православных храмов практически не производилось. После избрания гетманом Украины Ивана Самойловича, он начинает строительство монументального Троицкого собора в Чернигове и соборной церкви Мгарского монастыря под Лубнами, которые он не смог достроить.[10]
В это время начал формироваться архитектурный стиль, получивший название «украинское барокко», или «Мазепинское барокко».[11]
Основное внимание при строительстве церквей Иван Мазепа уделяет Киеву.[12] На его средства производится ремонт Софийского собора, реставрация Михайловского златоверхого монастыря, Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, восстанавливаются Кирилловская церковь в Киеве и Борисоглебский собор в Чернигове.
На средства гетмана строятся новые монументальные храмы, некоторые сохранились до нашего времени. К ним относятся церковь Всех Святых на Экономических вратах Печерского монастыря, Николаевский военный собор, Богоявленский собор в Братском монастыре и др.[9]
По образцу этих церквей на средства гетмана возводятся Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, строится ряд церквей в столице гетмана Батурине, которые впоследствии были уничтожены Меншиковым.[13]
Представляет архитектурный интерес каменные колокольни, возведенные на средства гетмана и сохранившиеся до настоящего времени — колокольни Софиевского собора в Киеве и Борисоглебского в Чернигове.[12]
Гетман уделял большое внимание укреплению обороноспособности монастырей. Для этого выделил значительные средства. В результате этих действий Киево-Печерская лавра окружается каменными стенами, хорошо сохранившимися до сегодняшнего времени.
Церковное строительство гетман Мазепа не ограничивает Киевом. На его средства строятся новые церкви в Глухове, Лубнах, Густине, Дегтярях, а также на территории Московского государства (Рыльск, Ивановское (теперешняя Курская область). [14]
По сведениям исследователей гетманства Ивана Мазепы, доктора исторических наук Юрия Мицика, научного сотрудника Института истории Украины НАН Украины, кандидата исторических наук Ольги Ковалевсклй, историка и журналиста Сергея Павленко,[4][5][10][15] по своей инициативе и за счёт собственных средств Иван Мазепа построил:
Кроме этого, за свои средства Иван Мазепа отреставрировал Троицкую соборную церковь Кирилловского монастыря, Успенский храм и Троицкую надвратную церковь Киево — Печерской лавры, Софиевский собор и Михайловский Златоверхий монастырь. Он также достроил за свои деньги Троицкий собор в Чернигове и соборный храм Мгарского монастыря.[16]
Наиболее значимым подарком гетмана Мазепы украинской церкви было Пересопницкое Евангелие, на котором в настоящее время принимают присягу Президенты Украины.
Сие Евангелие,- осталась в нем дарственная надпись,- справлялося коштом и накладом Его царского пресветлаго величества войска Запорожскаго гетмана и славнаго чину святаго Апостола Андрея Кавалера Иоанна Мазепы. Року 1701 июня в 1 день. Ділал иноземец Георгий Фрибург вісу серебра двенадцать фунтов, пробы четырнадцатой. [17].
Другим подарком стали золотые царские врата весом 50 кг, которые по заказу гетмана Мазепы были отлиты в Германии (Аугсбург) по эскизу неизвестного черниговского художника. По описанию Сергея Колесника, «в центральной части каждой створки находятся изображения святых Бориса и Глеба, выше и ниже — образы четырёх евангелистов. В самом низу изображены пророк Исайя и царь Давид, в верхней части — Богоматерь и архангел Гавриил, на самой верхушке — благословляющий Христос, а по центральной оси сверху донизу расположены изображения десяти царей Иудеи. Самую нижнюю же часть врат украшает герб гетмана Ивана Мазепы. Царские врата являются шедевром искусства, который дошёл до нас почти неповрежденным.»[18]
В Храм гроба Господнего (Иерусалим) гетман Мазепа подарил серебряную тарелку и дорогую плащаницу с надписями на каждой:
Дар его Высокости Иоанна Мазепы, гетмана Руси. [19]
В Храм Воскресения Христова (Иерусалим) Иван Мазепа подарил серебряную напрестолную доску и драгоценное евангелие.[19]
В 1699 году по заказу Мазепы для Воскресенской церкви в Батурине был отлит колокол «Голубь» (укр. Мазепин дзвін)[20]. На колоколе отлит документально датированный портрет Мазепы конце XVII века. По мнению исследователя Бориса Пилипенко Мазепин колокол является «выдающейся памяткой украинского литейного дела»[21]. Кроме этого дары Мазепы церквям находятся в православных храмах Сирии, Палестины, Стамбула и на Афоне.[19]
Первым издательским проектом, реализованным гетманом Мазепой, стало издание при его поддержке книги «Венец Христов». Главный смысл этой книги — прославление Христа, Богородицы и святых на примерах их жизни.[22] В 1700 году на средства гетмана печатается комментарий Григория Двоеслова на книгу Иова с заголовком:
«Толкованіе Григорія Двоеслова на книгу Іова за щасливого владення Его Царского Пресветлаго Величества войска Запорожскаго обоих стран Днепра гетмана ясновельможного его милости Іоанна Стефановича Мазепы его ж коштом и иждевеніем преведеся сіе духовная книга на спасение его и всех чтущих и пользу приемлющих от нея».[23]
В 1708 году на деньги Ивана Мазепы была издана «Книга чесної непорочної Євангелії, світильника, що сяє й освітлює». Книга издана в Алеппо на арабском языке. На главной странице этой книги изображен герб гетмана Мазепы, под ним надпись:
«Сию книгу святую душеспасительных благовествований надал ясновельможный его милость пан Иван Мазепа, гетман войск его царского пресветлого величества запорожских..»[24]
На деньги гетмана также издаются «Канон Пресвятой Богородицы Осмогласный» (1697), «Псалтырь» (1697) и «Октоих» (1699). В этих книгах о Мазепе пишут как об «изрядном ктиторе и благодетеле обители Печерския Киевския».[25] Черниговская типография на деньги Ивана Мазепы печатает несколько изданий Евангелия, которые гетман передает Лубенскому Мгарскому монастырю, православным Сирии[26], Верхратскому монастырю возле Равы-Русской[27] и другим православным церквям.
По сведениям Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского,[28] значительная часть универсалов гетмана Мазепы направлена на поддержку епархий, монастырей и приходов.
Из более чем 500 известных на сегодня универсалов Мазепы, на долю УПЦ приходится свыше 130, то есть 26 %.[5]
Анализ универсалов показывает, что гетман Мазепа предоставляет монастырям имения, а на те, которыми монастыри владели ранее, гетман выдает универсалы, закрепляющие эти права. В универсале 1689 года Черниговскому Елецкому монастырю гетман писал, что хоть в Коломакских статьях есть пункт о том, чтобы не давать монастырям новых имений, но он «з горливого к святому мѣстца… усердия, респектуючи на тогдашнюю в нем скудость и на малость людей, в подданствѣ обрѣтаючихся» предоставляет монастырю село Мошонку.
Доктор исторических наук Юрий Мицик приводит также список монастырей, в пользу которых гетман Мазепа издавал универсалы. Так, Киевская митрополия, включая Софиевский монастырь, получила от Мазепы 9 универсалов (150, 170, 174, 175, 188, 237, 248, 375, 382), Черниговская и Новгород-Северская архиепископия — 3 (113, 240, 332), Переяславская — 2 (325, 338) и т. д. Этими универсалами за монастырями закреплялись земельные угодья, села, мельницы, шинки, лицензии на изготовление водки и табака, монопольную продажу водки на монастырских перевозах и на ярмарках, а также выделялась конкретная материальная помощь.[5]
Кроме земельных наделов и разрешений на торги, промыслы, мельницы, на заведение слобод и промышленных предприятий, а также на право сбора разных локальных налогов, гетман Мазепа раздает немало «оборонных» универсалов монастырям, освобождая их от тех или иных налогов и повинностей, а также запрещая полковой и сотенной администрации вмешиваться во внутренние дела монастырских владений.
Так, универсалом № 131 от 1 декабря 1689 года Иван Мазепа выдает разрешение глуховскому священнику Максиму Софоновичу на строительство мельницы и слободы при ней, а универсалом № 195 от 11 мая 1692 года передает в «послушание» Киево — Печерской лавре жителей, которые поселились возле Масалаевской мельницы.[28]
Также гетман Мазепа рассматривал имущественные конфликты между монастырями, о чём свидетельствует универсал № 223 от 30 июля 1694 года о разделе количества мельниц между Киевским Межигорским и Киевским Братским монастырями. [28]
Самый известный «Колокол Мазепа»,[2]
В Новгород — Северском Спасском монастыре сохранился колокол 1698 года, изготовленный на средства Ивана Мазепы украинским мастером Иваном Андриевичем.[30] На колоколе находится изображение герба Мазепы и надпись:
Иоанн, гетман славный, на Божью хвалу полагаем надежду и свою славу, возгласит и сей звук о его славе и придаток немалый будет к вечной хвале.
Не менее известен также колокол «Голуб», отлитый в 1699 году украинским мастером Карпом Балашевичем по заказу и на деньги гетмана Мазепы. Колокол был отлит для Батуринской Воскресенской церкви, которая находилась рядом с дворцом гетмана. После того, как эта церковь была уничтожена Меншиковым, колокол был перевезен в Домницкий Богородицкий монастырь.[20]
Гетман Мазепа уделял большое внимание развитию школ, которые действовали при церквях. Как видно из его универсала № 385 от 8 февраля 1704 года, на территории Новгород — Северской сотни существовали такие школы. Это также описывает в своем дневнике Крман Д., который был на Украине во время шведского похода 1708 года:"Закон божий изучается в школах и разъясняется в церквях".[31]
В 1700 году, по просьбе Лазаря Барановича, гетман Мазепа на свои средства строит здание Черниговского коллегиума. По мнению Александра Коваленко, «черниговский коллегиум, созданный по образцу Киево-Могилянской академии, давал своим воспитанникам довольно широкое гуманитарное образование энциклопедического характера. Немало его выпускников оставили заметный след в развитии украинской культуры, нашли свое призвание на просветительской ниве».[32]
Большую роль сыграл Иван Мазепа в становлении Киево-Братской школы, а затем коллегии, основанной киевским митрополитом Петром Могилой. Именно с помощью Мазепы это учебное заведение получает статус академии и вошло в историю как Киево-Могилянская академия.
Политика Мазепы в отношении церковного строительства на Украине находила высокие оценки высших церковных иерархов, которые они высказывали в своих трудах. Во всех церквях, построенных Мазепой, закладывались керамические пластины с гербом гетмана и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы. Митрополит Стефан Яворский в своем труде «Заря славная» характеризует Ивана Мазепу как вождя «которого время в Книгах Вечности оставляет».[33]
Митрополит Киевский и Галицкий Варлаам (Ясинский) называл Мазепу «особливым обновителем, промыслинником и благодетелем Братского монастыря».[34]
Архиепископ Феофан Прокопович посвящает Ивану Мазепе свой труд «Владимир», где называет Ивана Мазепу преемником равноапостольного князя Владимира.[34]
Святитеть Дмитрий (Туптало) в своем труде «Руна орошенного» благодарит гетмана за завершение строительства Троицкого храма в Чернигове и пишет, что это «Мазепе будет знаком победы над врагами».[33]
Согласно церковному уставу за богослужением в церкви на сугубой ектении возносится прошение «Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего…» без указания каких либо имён.[35] По мнению сторонников снятия анафемы с Ивана Мазепы в церквях, построенных на его деньги, имеет место двоякая ситуация, когда раз в год его проклинали в чине Торжества Православия, а в течение года в общем прошении молились за него. По этой причине пожертвования Мазепы на строительство и восстановление храмов являются одним из аргументов в вопросе о снятии с него анафемы.[36]
Феофан Прокопович о Мазепе писал:
Намереваясь присоединить вновь к Польше Малороссию и зная, как жители этого края не любили поляков за вводимую ими унию, он стал оказывать мнимое усердие к православию, созидал каменные церкви, снабжал разные монастыри и храмы богатыми утварями; любочестие Мазепы доходило до того, что он на колоколах, иконостасах, окнах церквей и в алтарях ставил изображение своего герба.
Церковная политика гетмана Мазепы.