Lt304888.ru

Туристические услуги

Церковь Марии Монгольской

08-08-2023

Православный храм
Церковь Марии Монгольской
Церковь Богоматери Панагиотиссы
Общий вид храма с южной стороны.
Страна Турция
Конфессия Православие
Состояние Действующий храм

41°01′47″ с. ш. 28°56′56″ в. д. / 41.029722° с. ш. 28.948889° в. д. (G) (O) (Я)

Фирманы Мехмеда II и Баязида II, предоставляющий собственность церкви греческой общине

Церковь Богоматери Панагиотиссы (греч. Αγία Τριάδα Θεοτòκος Παναγιώτισσα или греч. Παναγία Μουχλιώτισσα тур. Kanlı Kilise) — единственная сохранившаяся с византийских времён церковь Стамбула, которая никогда не служила мечетью и в которой всегда совершалась божественная литургия. Её внутренние стены покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из которых византийского происхождения. От туристов храм отгорожен высокой стеной; большую часть времени он стоит на замке.

История здания

Основательницами женского монастыря на месте нынешней церкви считаются преподобные Евстолия и Сосипатра (дочь императора Маврикия). В XI в. рядом возник мужской монастырь Всех Святых, многие насельники которого прибыли из Великой лавры на Афоне. В годы владычества латинян мужской монастырь был упразднён, а женскую обитель возобновил Исаак Дука, тесть Георгия Акрополита и отец матери Михаила Восстановителя. В 1266 г. построенная на его средства церковь была расширена и расписана.

В 1281 г. в Константинополь возвратилась овдовевшая после смерти персидского ильхана Абаки дочь Михаила, Мария Деспина Монгольская. Именно ей монастырь обязан своим нынешним обликом и названием. Наследники Марии Монгольской, впрочем, не уделяли обители должного внимания и даже передали её в залог. При падении Константинополя околоток стал местом самого яростного сопротивления захватчикам. Об этом напоминает кирпично-красный цвет штукатурки и прозвище «кровавой церкви», данное турками храму.

При султанах Селиме I и Ахмеде II церковь пытались обратить в мечеть, но этим планам не суждено было сбыться. Церковь Марии Монгольской остаётся приходским храмом греческой общины района Фатих вплоть до наших дней. Причину этого верующие видят в том, что сам Мехмед II якобы передал храм на попечение матери греческого зодчего Христодула в благодарность за возведение им мечети Фатих. Церковь пострадала во время Стамбульского погрома 1955 года, но была восстановлена.

Литература

  • Van Millingen Alexander Byzantine Churches of Constantinople. — London: MacMillan & Co, 1912.
  • Mamboury Ernest The Tourists' Istanbul. — Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.
  • Janin Raymond La Géographie ecclésiastique de l'Empire byzantin. 1. Part: Le Siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. 3rd Vol. : Les Églises et les Monastères. — Paris: Institut Français d'Etudes Byzantines, 1953.
  • Müller-Wiener Wolfgang Bildlexikon Zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul Bis Zum Beginn D. 17 Jh. — Tübingen: Wasmuth, 1977. — ISBN 9783803010223


Церкви и монастыри Константинополя
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах

Церковь Марии Монгольской.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01