31-07-2023
Цехакрони́зм (арм. Ցեղակրոնություն цехакронуцю́н) — идеология, целью которой является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства[1].
Идеология цехакронизма была разработана Гарегином Нжде и Айком Асатряном в 1930-х годах. Органической частью и продолжением цехакронизма является идеология таронизма.
Автором названия и самой идеологии является Гарегин Нжде. Термин имеет два корня: це́х (арм. ցեղ род, племя) и кро́н (арм. կրոն религия, вера). Для Нжде понятие це́х было намного шире, чем то, которое оно имеет в рамках антропологии. Как он писал, «сложно его определить научным языком − здесь речь может идти только об относительном сознании»[2]. Нжде «не ограничивается старыми понятиями», поскольку их посредством нельзя выразить всю глубину рода. Как писал Нжде, род является чем-то большим, нежели совокупность людей[2]. Род существует с начала времён[3][4].
Цехакро́н (арм. ցեղակրոն) — сторонник цехакронизма. Быть цехакроном, согласно Нжде, означает нести в рамках своего индивидуума также и свой род со всеми его чертами, моралью, нести все те армянские родовые качества, которые проявлялись на протяжении истории армянского народа[5]. Корнем армянского существительного кро́н является глагол кре́л (арм. կրել нести), т.е. тем самым цехакрон несёт в себе свой род[1].
Цехакронизм является нечто большим, нежели патриотизм или родопочитание, включая эти и подобные им понятия в себя. В этом заключается выбор Гарегином Нжде нового термина в качества названия идеологической концепции[1].
Идеология цехакронизма делит армянство на три чувственно-сознательные части: национально-родовое (це́х), колеблющаяся или неопределившаяся (жохову́рд) и антинациональную толпу (та́канк).
Большинство армян представляют из себя жоховурд, т.е. некое количество людей, имеющих армянские качества. Лишь малая часть армян своим чувственно-сознательным уровне и стилем жизни выступает в качестве цеха (рода, нации). Третью же часть армянства составлют таканки[6].
Цехамард, принимающий идеологию цехакронизма и живущий согласно её принципам, является цехакроном[6].
Цехакрон является идеологизированным вариантом армянина-цехамарда. Цехакрон не подвержен извращённому влиянию окружающей его среды, поскольку знает, что его невозможно победить, если он будте жить по-родовому. Цехакрон ненавидит трусость. Не случайно, что в Цехакроновских клятвенных союзах было запрещено выражение «не бойся!» (арм. մի՛ վախնար), поскольку для цехакрона бояться за кого-либо означает унизить его[7].
Врагом цехакрона являются турки, большевики и их агенты. Цехакрон не принимает все те течения, религии и учения, которые отрицают необходимость существования наций[6].
Цехакрон имеет полную готовность погибнуть ради существования своего цеха (рода) и государства. Для цехакрона святы идея независимости Армении и символизирующий её Ерагуйн. Цехакрон знает, что подлинная независимость армянского государства достигается кровью и самопожертвованием[6].
Цехакрон обязан создать семью с представителем своего рода и иметь большое потомство, поскольку знает, что рождением детей обеспечивается продолжительность рода. Цехакрон не обычный работником какой-либо науки или искусства, а он является неустанным воином, который делает так, что науки и искусства всячески служили его роду[6].
Цехакрон подчиняется роду, которого любит больше своей жизни. Воля рода, которая является волей к победе и существованию, является верховной приказывающей силой для цехакрона[6].
Цехамард как представитель це́ха (рода), является лучшей частью армянской нации, целью которого является увековечение своего вида на родине − в Армении. Цехамард несёт в себе армянскость и передаёт её потомкам. Для цехамарда незаменима родина, а в её независимость он нуждается как в кислороде. Именно цехамард осознанно воюет и жертвует собой для спасения чести родины[6].
Жоховурд является неопределившейся и колеблющейся частью армянства. Жоховурд подвержен эффекту толпы, если находится под влиянием таканков, нежели цехамардов. Жоховурд живёт повседневной жизнью, а цехамарды − вечными идеалами и целями, памятью о прошлом, а также твёрдой верой в будущее и каждодневной длительной борьбой одновременно.
Таканк является отступническим элементом в армянстве, внутренний враг рода, являющийся часть внешнего врага. Как армянин, таканк - бесхребетен и не имеет чувства гордости, как же человек, таканк - омерзителен. В своём понимании таканк не имеет никаких обязанностей перед армянской нацией и государством, но всегда что-либо требующий для себя.
Таканк не имеет национальной принадлежности и то, что он говорит на армянском, является следствием лишь того, что родители передали ему этот язык в качестве средства общения и другого он сам пока не нашёл. Для таканка высшей ценностью являются деньги. Таканк не признаёт родины. Таких людей Айк Асатрян назвал «антиродовыми шайтанами» (арм. ցեղանենգ շեյթան)[8]. Это наиболее мёртвая часть армянства, навсегда ставшая зловещей толпой.
Идеология цехакронизма, созданная Гарегином Нжде, опиралась на работы Гевонда Алишана, Раффи, Рафаэла Патканяна, Даниэла Варужана, Аветиса Агароняна и ряда других национальных армянских мыслителей. Однако это были всего лишь разрозненные идеи, обобщением, систематизацией и дополнением которых впоследствии и занялся Нжде, основав цехакронизм[9].
Идеи цехакронизма зародились у Нжде ещё в Армении, когда в 1919-1921 годах в Сюнике были задействованы Давидбековские клятвенные союзы. Как пишет сам Нжде[9]:
В лице наших родозащитных Давидбековских клятвенных союзов с 1920 года начал действовать и победил цехакронизм.Оригинальный текст (арм.)հանձինս մեր Դավիթբեկյան ցեղապահ ուխտերի՝ 1920-ին գործեց ու հաղթանակաեց ցեղակրոնությունը:
В 1932 году в Софии в выходящем в свет журнале «Хровк» Гарегин Нжде опубликовал статью «Цехакронизм как залог победы» (арм. «Ցեղակրոնությունն իբրև հաղթանակի զորույթ»), ставшей первой теоретической работой цехакронизма. В статье Нжде пишет[10]:
Если сегодня наш народ только лишь получает удары и трагически не может ответить на них, то это причиной этому является то, что он не живёт по-родовому. Цехакронизм − вот та панацея, без которой армянство останется наиболее обездоленной частью человеческой цивилизации.Оригинальный текст (арм.)Եթե ցայսօր մեր ժողովուրդը հարվածներ է միայն ստանում և ողբերգորեն անկարող է հակահարվածել - դրա պատճառն այն է, որ նա չի ապրում ցեղորեն... Ցեղակրոնությո՛ւն - ահա համադարմանը, առանց որի հայությունը կմնա մարդկության քաղաքականապես ամենատնանկ մասը:
Портал «Армения» | |
Цехакронизм в Викисловаре? | |
Проект «Армения» |
Род, как и Бог, существовал до начала времён.Оригинальный текст (арм.)Ցեղը նախագոյ է Աստծո նման:
Он является свидетелем времён, вечным армянином, сподвижником Бога.Оригинальный текст (арм.)Նա ժամանակների վկան է, հավիտենական հայը, Աստծո գործակիցը
Цехакроном является тот, кто живёт по-родовому: жизнью рода и для рода.Оригинальный текст (арм.)Ցեղակրոն է նա, ով ապրում է ցեղորեն՝ ցեղի կյանքով և ցեղի համար:
<ref>
; для сносок .D4.BC.D5.A1.D5.AC.D5.A1.D5.B5.D5.A1.D5.B62001
не указан текст<ref>
; для сносок .D4.B1.D5.B4.D5.A5.D6.80.D5.AB.D5.AF.D5.A1.D5.B0.D5.A1.D5.B5.D5.B8.D6.82.D5.A9.D5.B5.D5.B8.D6.82.D5.B6.D5.A878
не указан текстЦехакронизм.