03-07-2023
Цикличность (или вечное возвращение) — концепция восприятия мира как вечно повторяющихся событий.
Содержание |
Концепция о цикличности времени была сформирована в Древнем Египте. Символом вечного движения и возрождения жизни был жук-скарабей. Оттуда представление о цикличности проникли в Древную Грецию и были развиты в учениях пифагорейцев и стоиков. Пифагорейцы связывали цикличность, то есть существование временных отрезков равной длины, с мировой гармонией.
Символ цикличности Уроборос, змеи, пожирающей свой хвост, использовался в алхимии.
Концепция вечного возвращения в XVII в. разрабатывалась философом и физиков Томасом Брауном в книге Religio Medici (1643), в XIX в. Артуром Шопенгауэром, одним из источников философии которого были Упанишады и Фридрихом Ницше в произведениях Веселая наука и «Так говорил Заратустра». В последние годы эта концепция получила новую интерпретацию и дальнейшее развитие в рамках клиодинамики[1].
Самсара отражает бесконечность круга перерождений и поиска освобождения, часто обознается колесом жизни или бхавачакрой.
Иногда «Вечное время» изображают в виде змея Ананта-шеше[2] Согласно «Бхагавата-пуране», Шеша — это аватара Бога[3] также известная по имени Санкаршана. В Пуранах описывается, что Шеша поддерживает на колпаках своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами. Ананта-шешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве и плавающим в водах причинного вселенского океана. Его кольца выступают как место отдыха для Вишну и Его вечной супруги Лакшми. Его изображают пяти-головым, семи-головым, и наиболее часто — с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.
В ваджраяне концепция цикличности выражена в калачакре.[4]
Цикличность времени также отражена в календарях майя, инков и ацтеков.
Цикличность в религии.