23-10-2023
|
|
Жан Фуке | |
Часослов Этьена Шевалье, 1452 — 1460 | |
Heures d'Étienne Chevalier | |
пергамент, темпера. 16,5 см×12 см см | |
«Часослов Этьена Шевалье» (фр. Heures d'Étienne Chevalier) — иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452—1460 гг.
Содержание |
Манускрипт носит имя заказчика, Этьена Шевалье (1410—1474), который, пользуясь покровительством королевской фаворитки Сорель, сделал блестящую карьеру: был секретарем, финансовым советником, затем королевским казначеем, а также другом Карла VII и его сына Людовика XI.
С Шевалье также связана история создания самого знаменитого произведения Жана Фуке — «Меленского диптиха», на котором в образе Мадонны запечатлена, предположительно, Агнес Сорель. Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу.
Отличие от станковой картины состоит в том, что теперь оба главных персонажа, Шевалье и Мадонна написаны в одном помещении. Фуке таким образом показывает, что Шевалье достиг Царства Небесного и окружен ангелами, таким способом чествуя своего благотворителя. Другая миниатюра изображает похороны Шевалье, как считается, Фуке изобразил их еще при жизни заказчика, предвосхищая то самое событие, благодаря которому он сможет предстоять Мадонне.
Портрет Этьена Шевалье в «Меленском диптихе»
«Портрет Этьена Шевалье со святым покровителем»
«Мадонна на троне»
«Похороны Этьена Шевалье»
В «Часослове», выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Он удалил украшения на полях, рамочки и проч., превратив каждую миниатюру в своего рода картину. А используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования. Эта новая концепция стала поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации.
Художник активно использовал перспективу, игру светотени, идеализированную архитектуру Возрождения при изображении древних зданий, а также вовлек реализм в интерпретацию традиционных тем. Все листы имеют одинаковый формат (16,5 см x 12 см), техника — темпера по пергаменту). Некоторые из них находятся в плохом состоянии и требуют особых условий хранения.
Поместив заказчика Этьена Шевалье в одно помещение с Девой Марией, Фуке этим не ограничился, продолжая свободно вводить элементы современности. К примеру, он изобразил Карла VII и двух его сыновей в качестве волхвов в сцене поклонения Младенцу. На заднем плане — французские войска, побеждающие в Столетней Войне, их можно опознать по знамёнам: Иисус — за Францию. В иллюстрациях с лёгкостью опознаётся современная французская архитектура: Собор Буржа в сцене «Благовещения», Собор Парижской Божьей Матери и мост Сан-Мишель в «Сошествии Св. Духа»
В отличие от более поздних рукописей Жана Фуке, в этой практически все миниатюры выполнены им собственноручно. Это — признак ранней датировки этой работы, того периода, когда Фуке ещё не располагал обширной мастерской, большим количеством учеников и помощников, и ему приходилось ограничиваться лишь собственными силами. В этом же — причина необыкновенно высокого художественного уровня каждого изображения.
Несколько листов разделены, что явилось новшеством, на два поля: в верхнем — основной сюжет, в нижнем — примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи.
Всего сохранилось 47 миниатюр, которые можно ориентировочно разделить на несколько циклов. В них входят:
Всего осталась 47 миниатюр, которые сегодня разбросаны по нескольким музеям. Наибольшая часть из них находится в музее Конде, Шантийи:
Обнаруженный в 1981 лист с текстом (сейчас в Upton House, Lord Bearsted, National Trust) позоволяет сделать некоторую реконструкцию содержания книги.
Книга хранилась в семье потомков Шевалье до 1630 г. Последний в роду оставил свою библиотеку родственнику по боковой линии, который решил распродать все по отдельности. К 1700 г. в монастыре Сен-Мор «Часослов» был разделен, края у листов с миниатюрами были обрезаны, изображения были наклеены на дубовые доски. Текст и заглавные буквы, которые были слишком близкими к миниатюрам, и поэтому обрезать их было нельзя, отретушировали или же заклеили кусками пергамента. Таким образом, изображения стали отдельными «картинами».
После 1789 г. они разошлись по различным владельцам. В 1805 г. Ж. Брентано (Georges Brentano de Francfort) приобретает в Базеле большую часть (40 листов), его сын уступает их герцогу Омальскому, основателю музея Конде. В 1847 миниатюра «Маргарита Антиохийская», у которой недостает нижней половины листа, была продана с аукциона в Париже, её покупатель, Шарль Саважо (Charles Sauvageot), в 1856 г. завещает ее Лувру. В 1889 г. этот же музей приобретает «Милосердие св. Мартина». В 1881 г. герцог де ла Тремуй предлагает Национальной Библиотеке в Париже «Святую Анну с тремя Мариями». «Правая рука Господа защищает благочестивых от демонов» хранится в Музее Метрополетен, «Святой Врен излечивает больных» — в фонде Уилдерстайн, Нью-Йорк, «Молящийся Давид» — в Британской Библиотеке, а «Битва Св. Михаила с драконом» — в Аптон-Хаусе.
Шедевры северной готики | ||
---|---|---|
Живопись |
|
|
Миниатюра |
|
Часослов Этьена Шевалье.