Lt304888.ru

Туристические услуги

Человек с киноаппаратом

19-09-2023

Человек с киноаппаратом
Жанр

документальный фильм

Режиссёр

Дзига Вертов

Автор
сценария

Дзига Вертов

Оператор

Михаил Кауфман

Длительность

66 мин.

Страна

СССР

Год

1929

IMDb

ID 0019760

«Человек с киноаппаратом» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм режиссёра Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году и признаваемый одной из вершин мирового кинематографа[1].

Содержание

Авторский замысел

«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поле человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.

В начале фильма даётся авторская характеристика фильма:

Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.).

Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.

Сюжет

Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее. На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным[2]. На базе отснятого материала жена режиссёра Е. Свилова смонтировала практически абстрактный в своей бессюжетности фильм.

Симфония монтажа

Человек с киноаппаратом находится в самом центре жизни, он вместе с ней дышит, слышит, ловит ритмы города и людей. Камера в руках человека не только средство фиксации жизни, а главный её участник.[3]

Вертов отринул титры как элемент литературного повествования и открыл способ передачи смысла чисто кинематографическими средствами — через сложнейшие приёмы визуального сопоставления и ассоциативного монтажа. Сгущённость монтажных решений оставляет впечатление, что на экране зараз происходят полдюжины разных событий, что отражает плотность чувственных ощущений в условиях современной городской жизни[4].

Джим Хоберман назвал «урбанистическую симфонию-калейдоскоп» Вертова кинематографическим эквивалентом джойсовского «Улисса»: благодаря визуальной рифмовке «каждый кадр вписан в те или иные ассоциативные ряды»[4]. По словам киноведа, «Человек с киноаппаратом» — главный кандидат на звание фильма с наибольшей плотностью монтажных склеек[4]. Именно монтаж наполняет смыслом проносящиеся образы. В этом панегирике человеческому труду как процессу преобразования реальности цикл кинопроизводства сопоставлен с индустриальным конвейером, а ритмы обычного дня уподоблены круговращению жизни и смерти[4].

Вертов предлагает зрителям поставить себя на место кинематографистов, приглашает их воспринимать киноизображение (и, как следствие, окружающий мир) творчески[4]. На протяжении фильма внимание всё время заостряется на том, как кинооператор и монтажёр не столько фиксируют, сколько заново конструируют окружающую их действительность.

Звуковое сопровождение

Фильм немой, хотя его показ в кинотеатрах и сопровождался живой музыкой. Для современных переизданий было создано более десяти саундтреков. На рубеже XX и XXI вв. над звуковой дорожкой к фильму работали Alloy Orchestra (1995)[5], Biosphere (1996), The Cinematic Orchestra (2002), Майкл Найман (2002) и многие другие.

Кадр из фильма

Признание

В масштабном опросе почти тысячи кинопрофессионалов, который британский журнал Sight & Sound проводит раз в 10 лет, «Человек с киноаппаратом» стабильно поднимается вверх. В 2012 году он впервые обошёл «Броненосец «Потёмкин» Эйзенштейна, традиционного фаворита кинокритиков среди советских фильмов, и занял в итоге 8-е место[1][6].

Примечания

  1. ↑ The Top 50 Greatest Films of All Time | British Film Institute
  2. В некоторых кадрах мелькают утраченные ныне памятники архитектуры — как, например, Страстной монастырь на Пушкинской площади.
  3. Дзига Вертов
  4. 1 2 3 4 5 The Village Voice Film Guide. ISBN 9780471787815. Pages 163—164.
  5. Человек с киноаппаратом (Alloy Orchestra), 01:06:40, 1929 на YouTube
  6. "Головокружение" Хичкока признано лучшим фильмом всех времен — Елена Субботина — Российская газета — "Головокружение" Хичкока признано лучшим фильмом всех времен

Ссылки

  • «Человек с киноаппаратом»  (англ.) на сайте allrovi

Человек с киноаппаратом.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01