23-10-2023
Четвёртая стена — термин, используемый в театральном, а позднее и в других видах искусства, таких как кино, комиксы, видеоигры[1].
«Четвёртая стена» — это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре[2][3]. Термин был придуман Дени Дидро ещё в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма»[4], и позднее стал употребляться для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями (кино, видеоигры и т. д.)
Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана называется «сломать четвёртую стену»[2][5]. Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила «Странная интерлюдия» (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).
Возможность «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события[3].
Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее, и означает невидимую стену между критиками (читателями) и вымышленным миром[6]. Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.
Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году[7].
Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты[8][9]; и экран, на который проецируются образы в «театре теней»[10].
Это заготовка статьи о театре. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Четвёртая стена (термин).