16-06-2023
Аднан Шахбулатов | ||||
Аднан Маккаевич Шахбулатов |
||||
Основная информация | ||||
---|---|---|---|---|
Дата рождения | ||||
Место рождения |
с. Урус-Мартан |
|||
Дата смерти | ||||
Страна | ||||
Профессии | ||||
Инструменты | ||||
Жанры |
оркестровая музыка, песня |
|||
Награды |
|
|||
Сайт памяти А.М. Шахбулатова |
Аднан Маккаевич Шахбулатов (25 ноября 1937, с. Урус-Мартан, Чечено-Ингушская АССР — 4 июня 1992) — советский композитор [1].
Содержание |
Алма-Атинская музыкальная школа; Алма-Атинское музыкальное училище (со 2-го курса переведен в Грозненское музыкальное училище); Московский Государственный институт искусств им. Гнесиных; член Союза композиторов СССР; первый председатель Союза композиторов Чечено-Ингушской АССР; основоположник чеченской/ингушской эстрадной, симфонической, камерной музыки; художественный руководитель Симфонического оркестра Чечено-Ингушского ГТРК; основатель и председатель жюри ежегодного конкурса молодых композиторов Северного Кавказа «Пластинка дружбы».
Заслуженный деятель искусств РСФСР, Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР; лауреат премии Ленинского Комсомола и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.
В 1957 году песня Аднана Шахбулатова «Женщинам» удостоена специального диплома на Всесоюзном конкурсе, посвящённом Международному году женщины.
После автокатастрофы 29 октября 1973 года в городе Орджоникидзе А. М. Шахбулатов почти 20 лет жизни провёл прикованным к постели. Многие свои сочинения написал, не поднимаясь с постели, не притрагиваясь к инструменту.
А. М. Шахбулатов — автор более 800 музыкальных произведений (песни, сюиты, пьесы, сонаты, романсы, сонатины, кантаты, музыкальное сопровождение к театральным постановкам), на стихи Лермонтова, Магальянеса, Лорки, Рубцова, Ахматовой, Чахкиева, Дикаева, Кусаева и др.
Московский симфонический оркестр под управлением В. Дударовой, Ленинградский эстрадно-симфонический оркестр под управлением А. Бадхена, симфонический оркестр Чечено-Ингушского ГТРК, Кировский симфонический оркестр под управлением В. Раевского; ВИА «Зама», вокальная группа «Лоам» и др.;
Жена — Шахбулатова Зоя (Зайнап) — (07.06.1943), заслуженный деятель искусств ЧИАССР, режиссёр Чечено-Ингушского телевидения (ГТРК «Грозный»);
Дочь — Шахбулатова Индира (09.10.1965 — 28.01.2009)
Именем А. М. Шахбулатова названы: Государственная филармония Чеченской республики; Детская школа искусств № 1 в городе Грозном.
В 1993 году в память об А. М. Шахбулатове была переименована улица им. Розы Люксембург, на которой он жил. В начале 2000-х это постановление Городского Совета Грозного было отменено в массе других решений (как писала пресса, «это был тот редкий случай, когда с водой выплеснули и ребёнка»).
Ежегодно в ноябре на Чеченском ТВ и радио, в Театрально-концертном зале Грозного силами Министерства культуры Чеченской Республики проводятся дни памяти А. М. Шахбулатова.
27 ноября 2007 года в Московском международном доме музыки состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося композитора Аднана Шахбулатова.
В 2007 году в московском издательстве «Пробел-2000» вышла в свет книга об Аднане Шахбулатове «Шрамы на клавишах», написанная братом композитора, известным публицистом Л. Шахбулатовым.
Наталья АНТОНЕНКО, член Союза композиторов СССР:
Любознательность и разносторонняя одаренность, а также увлеченность музыкой проявились в Аднане Шахбулатове уже с детских лет. В 1960-м году он окончил теоретическое отделение (созданное специально для него!) музыкального училища в г. Грозном. С 1960 по 1963 гг. учился в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных по классу профессора Г. И. Литинского.
С конца 1970-х — начала 1980-х годов созданные А. М. Шахбулатовым произведения пользовались популярностью не только в родной Чечено-Ингушетии, но и звучали на музыкальных фестивалях всей страны; в концертах Союза композиторов СССР и РСФСР, исполнялись в Большом Кремлёвском дворце, в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, в Колонном зале Дома Союзов, на Всесоюзном радио.
А. М. Шахбулатов был мужественным человеком. Прикованный тяжёлым недугом (после автомобильной аварии) к постели, на протяжении 20 лет он продолжал упорно работать.
Обладая энциклопедическими знаниями, А. М. Шахбулатов прекрасно разбирался в классической и современной литературе, искусстве, философии. Он обладал редким на сегодняшний день качеством — неравнодушием. Все, что говорил, от сердца. В то же время был человеком ранимым, совершенно не выносил лжи и неискренности. И не прощал предательства.
Когда в ноябре 1989 года в республике был создан Союз композиторов А. М. Шахбулатов стал его первым председателем, он сразу же озаботился судьбами подрастающего поколения. Наделся, его давняя мечта о создании в республике интерната для одаренных детей наконец-то воплотится в жизнь, и маленькие будущие поэты, художники, хореографы смогут приобщиться к лучшим образцам русского, европейского и мирового искусства, чтобы поднять национальное искусство на более высокий уровень. Он мечтал о том дне, когда в Грозном появится национальная опера и балет, симфонический оркестр, хоровая капелла и консерватория.
Во многом он опередил своих современников. Им и их потомкам ещё предстоит осмыслить музыкальное наследие А. М. Шахбулатова…
Ширвани ЧАЛАЕВ, композитор, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ:
Аднан Шахбулатов был одним из самых светлых и самых талантливых людей, с которыми я в жизни когда-либо встречался.
Как-то, просматривая ноты, выпущенные издательством «Советский композитор», я наткнулся на вокальный цикл «Из Чечено-Ингушской поэзии» для меццо-сопрано и фортепиано. С первых же нот понял, автор этого сочинения — необыкновенно одаренный, сильный композитор. Каждая нота, каждый изгиб мелодии, сопоставление тональностей, регистров были прекрасны. Все продумано, рассчитано. И поразительно высокий вкус, редко встречающийся и проявляющийся в музыке даже сегодня!
Я никогда не слышал имени этого автора, не был с ним знаком, даже не знал, из каких он краев, где и у кого учился, но был неимоверно счастлив, увидев и услышав эту музыку, столь безупречно и ответственно написанную. В ней была бездна правды и любви, и я сразу понял, что дело имею с трудом большого и глубокого музыканта.
Не скоро мы с ним познакомились, но, сблизившись, я ещё больше привязался к нему, к его семье, друзьям его. Вынужденный бороться вот уже многие годы с тяжелой болезнью — травмой, Аднан был и духом, как и творчеством, могуч и несгибаем. Высочайше образованный, эрудированный, он для всех был целой планетой, излучающий свет, ум, талант, стойкость, необыкновенную любовь к своему народу и ответственность перед ним. Аднан одним этим сочинением (вокальный цикл «Из Чечено-Ингушской поэзии»), вывел музыку своего народа на высоту, значительно опережающую свое время. В силу опять же обстоятельств (болезни) он не написал ни симфоний, ни опер, но достаточно даже этого одного сочинения, чтобы почувствовать силу, красоту и трагедию чеченского и ингушского народов. Они могут и должны гордиться, что у них был такой сын, как Аднан Шахбулатов, композитор и человек, прекрасно воплотивший в себе и в своей музыке лучшие черты своего многострадального этноса…
Шахбулатов, Аднан Маккаевич.