Родился 12 января1960 года[1] в семье потомственных военных моряков[2], по одним источникам в Ленинграде[3][4], по другим в Минске[5]. Вероятно, фамилия Шелютты имеет некоторое отношение к белорусско-польскому роду Верёвкиных-Шелют, по утверждению самого Шелютты он состоит в родстве с Иосифом Росманом, немецким евреем-интернационалистом, профессором партийной школы заведующим отделом печати ЦК КПБ[4].
В начале 1990-х годов Андрей Шелютто переехал из Минска в Москву, где устроился в «интернациональное молодёжное агентство» — «ИМА-пресс», сменив на посту арт-директора Андрея Логвина; в середине 1990-х, вместе с супругой[9]Еленой Китаевой, начал работать в рекламном агентстве Сергея Лисовского «Премьер СВ», а оттуда перебрался на канал Владимира Гусинского «НТВ». С 1996 года Андрей Шелютто, под руководством Семена Левина, работал дизайнером в «НТВ-Дизайн»[10], был шеф-дизайнером[11] канала «НТВ плюс»[12], после, с 1998 года, при содействии Ивана Дыховичного[13], стал главным художником телевизионного канала «Россия»[14][15], на котором проработал до 2001 года. Критик Фёдор Раззаков утверждал, что уход Шелютто с каналов Гусинского, с точки зрения художественной эстетики, сильно ослабил НТВ[16], по утверждению музыкального соавтора заставок и роликов, композитора Антона Батагова причиной ухода художников Шелютто и Китаевой с НТВ стали их противоречия с менеджментом телеканала, вылившиеся в попытку замены их режиссером Юрием Грымовым[17], так же композитор отмечал, что никакого скрытого смысла, «постмодернизма» и прочих несанкционированных руководством экспериментов в работах художников на телеканале не было[18], однако, в результате, сменил Шелютто не Грымов, а Сергей Шанович. В 2000-м году Андрей Шелютто и художник Елена Китаева разработали новый дизайн заставок для государственного канала «Культура»[19], в этом же году, по инициативе Рафа Шакирова и Александра Акопова, обновил пакет оформления телеканала «Россия», в том числе создал проект заставок «Вестей»[20].
С 2001 года, разочаровавшись в телевидении[21], занимается дизайном и иллюстрированием в газете «Газета», с 2004 года работает арт-директором в газете «Известия»[22], незначительное время сотрудничает с журналом «Вокруг света»[23], работает в «The New Times» (20 номеров и стартап), делает каталог для «Галереи Марата Гельмана». С 2007 по 2012 год Шелютто работает арт-директором журнала «Артхроника», создает стиль для журнала «Артхроника», один (из 86) специальный номер которого был сделан в соавторстве с Антоном Федоровым и, по стечению обстоятельств, именно этот номер был особо отмечен журналом графического дизайна «Как»[24]. К празднованию Дня Победы в 2013 году разрабатывал концепцию оформления социальных программ[25], она была высоко оценена руководителем «Московской дирекции массовых мероприятий» Дарьей Никольской[26], аналогичным проектом занимался в 2014 году[27][28] в соавторстве с Еленой Китаевой[29]. С 2012 года сотрудничает с Эрмитажем, в основном, через НКО «Фонд Эрмитаж XXI век»[30], назначен арт-директором журнала «Эрмитаж»[31], кроме того, в соавторстве с Антоном Федоровым, делал музейную навигацию для Государственного Эрмитажа в корпусе Главного Штаба. В 2014 году Шелютто напомнил о себе информационными объектами «Манифеста-10», по утверждению администрация Санкт-Петербурга, он придумал их дизайн-концепт[32], и организацией выставок[33][34].
Помимо работы творческой, в которой рисует исключительно от руки гуашью на загрунтованном картоне[35], и руководящей, читает публичные лекции[36], пробует свои силы в области педагогики[37] и художественном оформлении книг[38].
Награды
Обладатель премий и наград: Гран-при (1986) и поощрительная премия на Международной биеннале плаката в Варшаве (совместно с С. Войченко и В. Цеслером), Гран-при, Две Первых, Вторая (1984 — совместно с И. Гуровичем) и Первая (1995) премии на Московском международном фестивале рекламы, Первая премия на Всероссийской выставке-конкурсе «Дизайн» (1994, совместно с И. Гуровичем), Серебряный приз на выставке Нью-Йоркского арт-директорского клуба (1995 — совместно с И. Гуровичем), «Газетный дизайн-2004» — первая премия за новый дизайн газеты «Известия»[39], золотая медаль на конкурсе газетного дизайна в Москве (2005)[40], лауреат бьеннале плаката «Золотая пчела» (2006)[41], неоднократно попадал в шорт-листы критика Сергея Серова[42] в журнале графического дизайна «[кАк)»[43][44].
Критика
Мнения о Шелютто и его творчестве отличаются противоречивостью. Бывший главный редактор газеты «Газета» Михаил Михайлин утверждал, что, в целом, макеты разработанные Шелютто были неплохими, однако, верстка от академической очень далека[45], кроме того, в то время художник не умел верстать на компьютере[46]. Опубликованное в 2004 году открытое письмо сотрудников «Известий» описывает главного художника газеты Андрея Шелютто в самых мрачных красках[47], следует отметить, что не все работники „Известий“ критиковали Шелютто, к примеру, журналист Андрей Колесников вспоминал добрым словом „макет замечательного художника Андрея Шелютто, который разделял общую страсть тогдашней редакции к виски и хорошему вину“[48]. Радио „Свобода“, в одной из своих передач, подтверждала недовольство ряда сотрудников газет методами „очень знаменитого дизайнера“ Андрея Шелютто[49], но с оговоркой, что с Шелютто тиражи «Известий» все таки стали лучше продаваться, обозреватели «Газета.ру», напротив, отмечали, что в целом ситуация с «Известиями» не улучшилась[50]. Редактор Максим Ковальский, в ответ на критику работ А. И. Шелютты некоторыми читателями журнала «Власть» (для «Власти» Андрей Игоревич сделал немало «полных мрачноватого юмора» иллюстраций[51]), защищая художника, ссылался на экспертное мнение карикатуриста-психиатра Андрея Бильжо, который не видел в картинках Андрея Шелютто ничего ненормального[52]. Участники образовательных программ с участием Андрея Шелютто отмечали некоторую увлеченность лектора нецензурными высказываниями[53], искусствовед В. Г. Кричевский подтверждал склонность художника к чрезмерно резкой критике отрасли, обратив внимание на умеренное качество его газетной графики:
Дизайнер Андрей Шелютто ругает наш дизайн куда резче, чем я. При этом, что характерно, идёт от шрифта: «Если же сравнивать, например, с газетой Guardian, то для её макета сделано 200 модификаций. 200! А у нас газета обходится одним. Нет ни болда, ни курсива ! Не говоря уж о том, что это плохой шрифт! Мы даже не на отшибе, мы вообще нигде! И это касается, к сожалению, всего. (...) Огромная страна – 5 художников и 10 дизайнеров. И эти 5 художников и 10 дизайнеров никому не нужны» («23», см. примечание 6). Хочу заступиться за газету, которую оформлял Шелютто. Возможно, она выглядит хуже английской, но уж точно не в 200 раз!
В 2002 году, в статье журнала графического дизайна «Как» про искусство иллюстрации[55], художником Леонидом Тишковым указывалось на подражательство Шелютто польско-литовскому художнику Стасису Эйдригявичюсу.
«Ведущие арт-директора - в составе жюри конкурса «Фирменный стиль» XV ММФР» «Состав.ру» от 13.10.2005: «Андрей Шелютто, арт-директор газеты «Известия», родился 12.01.1960 в Ленинграде».
«Знакомьтесь — московские дизайнеры» Журнал «Со-общение», 2001: «Андрей Шелютто — потомственный моряк в третьем поколении».
«ВИЖУ! в Лофт Проекте Этажи — Андрей Шелютто» Look At Me от 1 декабря 2009: «Андрей Шелютто родился 12.01.1960 в Ленинграде в семье потомственных моряков».
↑ Шелютто Андрей Игоревич // rusperson.com
«Белорусский союз дизайнеров» Шелютто Андрей Игоревич, родился 12.01.1960 в г. Минск.
«Юбилейный номерище!» журнал [кАк), 2007: «На профессиональной сцене графдизайна Андрей Шелютто — один из главных героев ещё с 80-х».
«Наследие в этюдах «После войны. 1945—1956» в Академии художеств» Газета "Коммерсантъ" №229 от 17.12.2014, стр. 15: «Весь проект делается совместно с известными петербургскими дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой».
«Взгляд с обложки» «Российская газета» — Столичный выпуск № 6373 (101): «Как рассказала „РГ“ член оргкомитета празднования 69-й годовщине Дня Победы София Авдюхина, их автор — известный дизайнер Андрей Шелютто (ранее он был шеф-дизайнером „НТВ-плюс“ и вместе со своим постоянным соавтором Еленой Китаевой придумал знаменитый зелёный шарик в заставках НТВ)».
«Шелютто — это круто» Журнал «Как»: «В середине 90-х вместе с супругой Еленой Китаевой Шелютто уходит в рекламное агентство „Премьер СВ“, работавшее с телевидением — неблагодарной и изнурительной сферой деятельности».
«Семен Левин: „НТВ-дизайн“ ‒ пространство классной игры» Журнал «Искусство кино» № 7 июль 1998, Семен Левин: «НТВ-дизайн» — это самая большая в Европе дизайнерская организация в области телевизионной графики. Сорок три человека. Флибустьеры. Очень талантливые, молодые. Лена Китаева, Андрей Шелютто".
«Диктатура дизайна на НТВ» «ООО Состав.ру»: «Елена Китаева в то время была шеф-дизайнером "НТВ", а Андрей Шелютто - «НТВ плюс».
«Он был упорно свободен» Журнал «Огонёк» № 21 от 05.10.2009, стр. 46, Анна Монгайт: «На „России“ это было удивительное время. Главный оператор — Вадим Юсов, тот самый, что снимал лучшие фильмы Тарковского, дизайнеры канала — Лена Китаева и Андрей Шелютто, которые создали знаменитый стиль НТВ. Всех их привел Ваня. Все они каналу, по сути, были не очень нужны — расцветал „Аншлаг“ и что-то подобное».
«Андрей Шелютто: «В кириллице чего ни сделай — все плохо!» Журнал «Артгид» от 10 апреля 2013: "Еще он (Андрей Шелютто) был шеф-дизайнером канала «НТВ плюс» и главным художником телевизионного канала «Россия».
"Андрей Шелютто: «В кириллице чего ни сделай — все плохо!» Архивная копия интервью от 10 апреля 2013 года.
↑«Знаменитые Водолеи», ISBN 978-5-699-47026-6, 2011, Федор Раззаков, Павел Глоба: «Из-за этого „попроще“ НТВ некоторое время назад отказалось от стильного, но слишком эстетского оформления канала (с НТВ ушли дизайнеры Елена Китаева и Андрей Шелютто), а теперь — от услуг Леонида Парфенова».
«Фельетон. НТВ осталосьбез одежды» «Кстати, незадолго до ухода с НТВ Антона Батагова и конфликта с Еленой Китаевой и Андреем Шелютто в телекомпанию пригласили другого господина оформителя — Юрия Грымова».
«Контракт сочиняльщика» Журнал «Кинопарк» от 12'99.
«Культура» освежает лицо" «Газета Труд», № 021 за 04 февраля 2000 года: «Вместо них (прежнего дизайна) в эфире — яркие заставки, придуманные художниками-дизайнерами Еленой Китаевой и Андреем Шелютто. Перед телезрителями на экран выскакивают броские буквы и под музыку композитора Адриана Корчинского выстраиваются в слова».
«РТР прошлось по коням» Газета «Коммерсантъ» № 25 от 16.02.2000, стр. 2
«Андрей Шелютто «Они» Интервью состоялось в редакции газеты «Газета» 21 ноября 2001 года.
Дизайн «Известий» — лучший «Газета Известия» от 24 октября 2005: «В этом году золото вручили — и не именитым иностранцам (они входили в жюри), а именитым нашим: художникам газеты „Известия“ — Андрею Шелютто (арт-директор), Наталье Шендрик, Антону Федорову, Михаилу Шишлянникову, Сергею Голосову и Ростиславу Хализеву».
«Мой заказ мечты — сделать дизайн нашей страны» Впервые опубликовано в журнале «Проектор» № 4 (25), 2013. Андрей Шелютто: «Но отдавать годы жизни, как с «Известиями», как с «Вокруг света», — нет».
«Шорт-лист 2006» «[кАк)», Сергей Иванович Серов: "Шелютто Андрей, Чекмарева Ирина, Федоров Антон, Шендрик Наталья за журнал «Арт-хроника» (специальный выпуск, посвященный 10-летию Московского дома фотографии).
«Андрей Шелютто создал айдентику к 9 мая» sostav.ru от 01 мая 2013: "По словам Шелютто, идея письма отвечает духу московского концептуализма, и именно этого художник и добивался: «Вроде письмо просто написано, а на самом деле все не просто».
«Интервью»: Дарья Никольская и Андрей Шелютто об акции «Москва помнит» Телеканал «Москва 24» от 08.05.2013.
«Андрей Шелютто оформил Москву к 9 мая» sostav.ru от 29 апреля 2014 года.
«Советские воины-победители появятся на рекламных щитах Москвы к 9 мая» m24.ru от 25.04.2014
«День Победы в Москве пройдет в черно-белых тонах» «Московский Комсомолец» от 5 мая 2014.
«Куратором Manifesta в Петербурге назначен Каспер Кениг» «Газета.Ru» от 16.08.2013: «Шеф-дизанером арт форума (Manifesta) назначен арт-директор „Эрмитаж XXI“ и журнала „Эрмитаж“ Андрей Шелютто».
Журнал «Эрмитаж» Выпуск № 1-2 (18), 2012
«Биеннале современного искусства «Манифеста-10» Администрация Санкт-Петербурга: «В городе появились информационные объекты «Манифеста-10». Этот дизайн-концепт присутствия «Манифеста-10» в городской среде придуман Андреем Шелютто и принят в качестве символа десятой Манифеста еще в сентябре прошлого года».
«Post Past». Выставка плаката к 250-летию Эрмитажа в Главном штабе» ART1, 2014: «Кураторы проекта — Дмитрий Озерков и дизайнер Андрей Шелютто, разработавший все визуальное оформление «Манифесты 10» и журнала «Эрмитаж».
«Андрей Шелютто» Журнал «[кАк)» № 2 (20) 2002 «Искусство иллюстрации»: «Картон загрунтованный, и вперед, карандаш, гуашь. Вот и вся техника. Естественно, ни на каком компьютере сделать этого нельзя».
«Разговор с художником Андреем Шелютто» 2014, лектор: Андрей Шелютто. Цена: бесплатно.
«Бренд отличается от обычного названия любовью» Опубликовано в журнале «Проектор» №27, 2014 и на сайте «ART-1» от 09.10.2014, Сергей Серов: «В качестве преподавателей ВАШГД пробовали свои силы опытные дизайнеры… Владимир Чайка, Андрей Шелютто, покойные Владимир Ефимов и Юрий Герчук».
«Андрей Шелютто: Не надо держать читателя за дебила» Артур Соломонов от 10.04.2014
«Дизайн „Известий“ — лучший» газета «Известия» от 24 октября 2005: «В этом году золото вручили - и не именитым иностранцам (они входили в жюри), а именитым нашим: художникам газеты «Известия» - Андрею Шелютто (арт-директор), Наталье Шендрик, Антону Федорову, Михаилу Шишлянникову, Сергею Голосову и Ростиславу Хализеву».
«Академия графического дизайна» Шелютто Андрей Игоревич, биография.
Лауреаты Московской Международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 7» Москва, 1-8 Сентября Творческая группа «Линия График», Россия «ХХ ЧБ» (плакатная акция).
«РРД. ТОП-100» «[кАк)»: Андрей Шелютто, "Плакат для Московского художественного театра им. Чехова к спектаклю Кирилла Серебренникова «Киже».
«Герои года» «[кАк)»,2007: «Вторую строчку в народном рейтинге завоевал Андрей Шелютто со своей командой».
«Елена Масюк и Михаил Михайлин — о ситуации в российских СМИ» Радио «Свобода» от 7 августа 2014.
«Искусство иллюстрации» № 2 (20) 2002, художник Андрей Шелютто: «Я делаю все руками, честно говоря, так привык. Более того, даже не знаю, как компьютер включается, и не собираюсь в этом разбираться!»
«Рафа Шакирова уволили за воровство. Открытое письмо сотрудников „Известий“ polit.ru от 16 сентября 2004
„Почему журналы цветут, а газеты чахнут“ Радио „Свобода“ от 7 августа 2014: »…не всем нравится дизайн Шелютто, очень знаменитого дизайнера, который сделал газету «Газета», а потом перешел в «Известия» и там менял дизайн. И ещё, по-моему, в «Московских новостях». Это и сотрудникам газет, в том числе, не всегда нравится. Так что тут вы не одиноки".
«Порнуха вороной масти» «Газета.ру», светский обозреватель Мила Кузина: «Форма, действительно, осталась неизменной, в основном благодаря стараниям дизайнера газеты Андрея Шелютто. Но, несмотря на сохранившийся внешний вид, „Известиям“ все сложнее претендовать на звание либерального общественно-политического издания, поднимающего важные вопросы и полемику».
«Картина власти. Андрей Шелютто» «Коммерсантъ» от 13.04.2012: «Андрей Шелютто начал рисовать для „Власти“ в 2000 году. Его полные мрачноватого юмора иллюстрации еженедельно открывают в журнале главную тему номера».
«Уважаемый главный редактор!» Журнал «Коммерсантъ Власть» № 3 от 26.01.2004, стр. 78.
Курсы ВАШГД День пятый: «Андрей (Шелютто) периодически запускал матерком. В первый раз аудитория удивилась. Потом привыкла».
↑Издательство: «Типолигон-АБ», Владимир Кричевский «Идеальный дизайн: книга без картинок, но с примечаниями», ISBN 978-5-4212007-3-4, прим. (79).
Журнал [кАк), №2 (20) 2002 Искусство иллюстрации/ #2 (20)
«Игорь Гурович о дизайне для культурных институций и о работе с клиентами» «Look At Me», Игорь Гурович: «Я очень благодарен арт-директорам Андрею Шелютто и Лене Китаевой, Васе Цыганкову, Борису Ефимову, Игорю Майстровскому, которые меня многому научили, и я сам преподаю».
Пластилиновый дизайн Журнал «Как»: «Наибольшее творческое влияние по-разному оказали Владимир Кричевский и Андрей Шелютто, в команде которого Антон приступил к работе в „Известиях“ в 2004 году».