14-10-2023
Третий Константинопольский собор | |
---|---|
Дата | 680 год—681 гг. |
Признаётся | Католицизм, Православие |
Предыдущий Собор | Второй Константинопольский собор |
Следующий Собор | (Католицизм) Второй Никейский собор (Православие) Трулльский собор |
Созван | Константином IV |
Под председательством | Георгия и Агафона |
Число собравшихся | ок. 300 |
Обсуждавшиеся темы | Монофелитство, человеческая и божественная воли Иисуса |
Документы и заявления | осуждение монофелитства |
Хронологический список Вселенских соборов |
Третий Константино́польский собор, также Шестой Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской Церкви, прошедший в 680—681 годах в Константинополе при императоре Константине Погонате.
Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофизитами, продолжались и грозили греческой империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофизитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Новое учение получило название монофелитства ( греч. "единство воли"), а его приверженцы монофелитов. Против этой идеи выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник.
Содержание |
Шестой Вселенский Собор стал самым продолжительным из всех соборов: собор открылся 7 ноября 680 года, а окончился 16 сентября 681 года. Число участников собора всё время возрастало. На первом заседании присутствовало 43 человека, на последнем 163 (среди них легаты Римского папы), а при составлении правил присутствовало 240 участников. Сам император присутствовал на 11 первых заседаниях и на последнем, где подписался под соборными протоколами с формулировкой «читал и одобрил».[1]
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь, и постановил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле Божественной.
Догмат Шестого Вселенского Собора «Ѡ двухъ волѧхъ и дѣйствїѧхъ въ господѣ нашємъ іисусѣ христѣ»[2]:
И двѣ єстєствєнныѧ вѡли или хотѣнїѧ въ нємъ, и два єстєствєнныѧ дѣйствїѧ, нєразлучнѡ, нєизмѣннѡ, нєраздѣльнѡ, нєслїѧннѡ, по ѹчєнїю свѧтыхъ ѻтєцъ нашихъ, такождє проповѣдуємъ: два жє єстєствєнныѧ хотѣнїѧ нє противныѧ, да нє будєтъ, ꙗкожє нєчєстивїи єрєтїцы рєкоша, но єгѡ чєловѣчєскоє хотѣнїє, послѣдующєє, и нє противостоѧщєє, или противоборствующєє, пачє жє и подчинѧющєєсѧ єгѡ божєствєнному и всємогущєму хотѣнїю.
Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковной дисциплине. На Востоке решения Трулльского Собора входят в канонические сборники как решения Шестого Вселенского Собора.
Существует мнение, что этот Собор установил дату летоисчисления (см. константинопольская эра): от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н. э.[3]. Однако среди 102 правил Шестого Вселенского Собора нет особого правила, касающегося начала летоисчисления. В контексте 3-го правила есть упоминание года: " … согласнѡ ѡпредѣлѧємъ, чтобы свѧзавшїєсѧ вторымъ бракомъ, и, даже до пѧтагѡнадєсѧть днѧ протєкшагѡ мѣсѧца іаннуарїа, минувшагѡ чєтвєртагѡ індікта, шєсть тысѧчь сто дєвѧносто дєвѧтагѡ года, ѡставшїєсѧ въ порабощєнїи грѣху … "[2]. Время проведения Шестого Вселенского Собора известно, значит упоминается 15 января 681 года н. э., которое соответствует 15 января 6199 года от с.м.. Если это не опечатка в церковно-славянском тесте (указано «шєсть тысѧчь сто дєвѧносто дєвѧтагѡ», вместо «шєсть тысѧчь сто ѻсмьдєсѧтъ дєвѧтагѡ»), то получается, что летоисчисление в тот период велось с марта или сентября 5519 года до н. э., а не с 1 сентября 5509 года до н. э.
В «Оглавлении с хронологическими указаниями» церковно-славянского издания КНИГА ПРАВИЛЪ датой Шестого Собора указан 691 (҃хча), а не 681 год. Возможно, это в какой-то степени снимает возникающее противоречие («лишние» 10 лет) между точкой отсчёта лет от сотворения мира Византийской эры и церковно-славянским текстом 3-го правила Шестого Вселенского Собора.[2]
Вселенские соборы | |
---|---|
Восточной и Западной церквей | Первый Никейский собор | Первый Константинопольский собор | Эфесский собор | Халкидонский собор | Второй Константинопольский собор | Третий Константинопольский собор | Второй Никейский собор |
Восточной церкви | Трулльский собор | Четвёртый Константинопольский собор (Софийский собор) | Пятый Константинопольский собор | Иерусалимский собор |
Западной церкви | Четвёртый Константинопольский собор | Первый Латеранский собор | Второй Латеранский собор | Третий Латеранский собор | Четвёртый Латеранский собор | Первый Лионский собор | Второй Лионский собор | Вьеннский собор | Констанцский собор | Ферраро-Флорентийский собор | Пятый Латеранский собор | Тридентский собор | Первый Ватиканский собор | Второй Ватиканский собор |
Шестой Вселенский Собор.