07-05-2023
Николя Шеффер | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Калоча, Венгрия |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Париж, Франция |
Жанр: |
скульптура, живопись, архитектура, кино |
Стиль: |
кинетическое искусство |
Работы на Викискладе |
Николя Шеффер (фр. Nicolas Schöffer); (6 сентября 1912 - 8 января 1992) - французский художник венгерского происхождения, теоретик искусства, видный представитель кинетического искусства, один из родоначальников кибернетического искусства (1954) и видеоарта (1961).
Николя Шеффер родился в городе Калоча, Венгрия, 6 сентября 1912. Изучал живопись в Школе изящных искусств в Будапеште в период с 1932 по 1935, а затем - в Школе изящных искусств в Париже. Он стал гражданином Франции в 1948. Между 1941 и 1951 сменил целый ряд работ, в том числе - литейщик и гостиничного портье. Жил в Париже с 1936 до самой смерти в своем ателье на Монмартре в 1992. Он занимался живописью, кинетической скульптурой, архитектурой, кино, телевидением, музыкой (сотрудничал с Пьером Анри). Творческие поиски Шеффера были связаны с динамизмом в искусстве.
Этот интерес художника был поначалу инициирован творчеством кубо-футуристов, затем усилился и развился в связи с русским конструктивизмом. Все эти художники развивали идеи статических трехмерных скульптурных форм, добавив четвертое измерение - время и движение.
Шеффер пошел дальше, воспользовавшись кибернетическими теориями (теориями обратной связи, интерактивности, основанными на идеях Норберта Винера). Его CYSP 1 (1956) - первая кинетическая скульптура в истории искусства, в которой использовались электроника (разработка фирмы Филлипс). Скульптура установлена на подставке с четырьмя роликами, которая содержит механизм и электронный мозг. Фото-электроды и микрофон, встроенные в скульптуру, улавливают все вариации в области цвета, интенсивности света и звука. Все эти изменения влияют на части скульптуры.
Шеффер, Николя.