25-07-2023
Евгений Львович Шифферс | |
Евгений Львович Шифферс (автор фото И. Гневашев) |
|
Альма-матер: | |
---|---|
Научный руководитель: | |
Известен как: |
создатель оригинального мистико-религиозного учения |
Шифферс, Евгений Львович (6 сентября 1934, Москва – 15 мая 1997, Москва) – режиссер театра и кино, писатель, религиозный философ.
Родился в Москве. По отцу происходил из рода немецких дворян, поступивших в XIX веке на русскую службу, по матери – из армянского дворянского рода Пирадовых. Отец, Лев Владимирович, был дипломатом, потом переводчиком, мать, Евгения Васильевна – актрисой, позднее служащей профсоюза работников культуры. Л.В.Шифферс оказался в числе осужденных Постановлением ЦК 1946 г. «О репертуарах драматических театров и о мерах по его улучшению» и лишился работы. Семья жила в бедности.
Поступил по окончании школы на факультет журналистики МГУ. Однако из-за тяжелого материального положения семьи вынужден был уйти из университета и поступить в артиллерийское училище. После училища – двухлетняя служба в армии. Во время службы на Урале Шифферс женился на Нурии Абдуловне Карликановой.
В ноябре 1956 г. оказался в Венгрии, в составе советских войск, направленных на подавление восстания 1956 года. Был там контужен. В декабре родилась дочь Елена. В 1958 году Евгений Шифферс был демобилизован по состоянию здоровья в звании лейтенанта.
В этом же году он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Окончил его в 1964 году по классу Георгия Товстоногова.
Евгений Шифферс поставил на разных театральных площадках Ленинграда несколько спектаклей, ставших событием в театральной жизни города. Первым из них был спектакль «Сотворившая чудо» по пьесе У.Гибсона, дипломная работа Шифферса. Потом были «Антигона» Ж.Ануйя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Маклена Граса» М.Кулиша, «Кандидат партии» А.Крона, «Что тот солдат, что этот» Б.Брехта. Обвиненный партийным руководством в «формализме», Шифферс был лишен возможности работать в ленинградских театрах.
В 1966-67 годах был снят фильм «Первороссияне», концепция и постановка которого целиком принадлежали Шифферсу (официальным режиссером-постановщиком считался Александр Иванов). Новаторский по своей эстетике фильм также был не принят партийными кураторами кинематографа и на широкий экран не вышел. С начала 1960-х годов Шифферс пишет художественную прозу (рассказы и повести, пьесы, сценарии) и театроведческие тексты. Во время съемок фильма написаны первые части большого и сложного по составу произведения, «романа» «Смертию смерть поправ».
В 1967 году, не имеющий возможности работать в Ленинграде Е. Л. Шифферс переезжает в Москву. Здесь он пытается продолжать театральную работу – ставит в театре «Современник» спектакль «Народовольцы» совместно с Олегом Ефремовым, сотрудничает в Театре на Таганке с Юрием Любимовым и создает еще несколько не получивших сценического воплощения театральных проектов. Но и здесь, несмотря на неизменное восхищение профессионалов его театральным искусством, новаторство Шифферса, он не может реализовать свои планы. Последняя осуществленная Шифферсом театральная работа – спектакль «Прежде чем пропоет петух» в театре в Каунасе (1973). Позже театральные, историософские и педагогические идеи Шифферса оформляются в виде проекта Мемориального Театра Достоевского, или «Театра Мертвого Дома».
Важнейшим переломным моментом его жизни стала зима 1967-1968 годов в Тарусе, на даче у друзей в Тарусе. Это время завершения «романа» , время интенсивного самообразования; это и время напряженного мистического опыта, сыгравшего определяющую роль для всей последующей жизни. Той зимой Шифферс имел несколько видений религиозного содержания. Последующие религиозные искания были во многом посвящены осмыслению этого опыта.
Вступает в новый брак с Ларисой Михайловной Данилиной. В 1970 году рождается вторая дочь Мария. Ей посвящено и к ней обращено многое из написанного в последующие годы.
В конце 1960-х Шифферс активно общается с широким кругом столичной гуманитарной интеллигенции. В составе его дружеского окружения художники Э.Неизвестный, Э.Штейнберг, Илья Кабаков, В.Янкилевский, Михаил Шварцман, писатель Владимир Максимов , философы Александр Пятигорский, Давид Зильберман, Олег Генисаретский, Юрий Карякин индолог Борис Огибенин и другие.
В конце шестидесятых и в семидесятые годы написан целый ряд произведений богословского и религиозно-философского содержания – «Обрезанное сердце», «Инок», «Богооставленность», «Параграфы к философии ученичества», «Белый отрок» и др. Философскому и религиозному обоснованию художественного творчества посвящены эссе о друзьях-художниках, сборник «Памятник». В начале 1980-х годов Е.Л.Шифферс резко сокращает общение, ограничивает его семьей и кругом ближайших друзей. В 1980-е годы в центре внимания оказывается философское и теологическое осмысление особенностей исторического пути России, темы русской святости (в первую очередь, св. Серафим Саровский) и русской гениальности (Пушкин, Достоевский, К.Леонтьев, о.П.Флоренский). В этот период написаны пьеса «Русское море», сборник «О наречении патриарха» и др. С конца 1970-х и до конца жизни важнейшей для Шифферса становится найденная им форма «преодоления Гутенберга» – рукописные тетради.
В последнее десятилетие жизни Шифферса главной темой его размышлений стали жизнь и мученический подвиг Царской Семьи. В 1991 году он снял фильм-медитацию «Путь царей» – мистическое расследование убийства в Екатеринбурге. Позднее результаты работы над этой темой оформляются в виде особых рукописных сборников, получивших название «папки». Они получили названия «Свастика святой Аликс», «Самадхи», «Анафема. Убийство. Имущество». В своих исследованиях Шифферс использует астрологию.
С 1990 года до своей смерти Шифферс являлся сотрудником Независимого методологического университета. На его базе уже после смерти Шифферса был создан Институт опережающих исследований им. Е.Л.Шифферса (директор – Ю.В.Громыко). Ближайшими адресатами последних произведений Шифферса были сотрудники этого коллектива.
В 1990-е Шифферс обдумывает проект шестисерийного фильма, продолжающего расследование, начатое в «Пути царей». Осуществлен только тридцатиминутный видеофильм «Путь царей. Расследование» (9 марта 1997 года), ставший завещанием Шифферса.
15 мая 1997 года Е.Л.Шифферс умер от третьего инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище, в могиле родителей.
В 2009 году зрители смогли увидеть восстановленный и оцифрованный первый фильм Шифферса, «Первороссияне» (впервые показан на Московском международном кинофестивале).
Шифферс, Евгений Львович.