05-08-2023
Шопениа́на (фр. «Les Sylphides») — балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым, затем С. И. Танеевым и А. К. Лядовым.
Полонез Ля мажор (Op. 40 no.1 A-dur) | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Вальс. Op. 64 no.2 Cis-moll | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Мазурка Ре мажор (Op. 33, no.2. D-Dur) | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Grande valse brillante | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Вальс в исполнении Рахманинова | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Костюмы изготовили по эскизам Л.Бакста, а декорации собрали из разных спектаклей.
Романтический лирический бессюжетный балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа.
Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.
Первая редакция. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена (спектакль 10 февраля 1907 года) состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым. Дирижёр Р. Дриго:
Вторая редакция спектакля: «Романтические грёзы», из восьми пьес в оркестровке А. К. Глазунова и М. Ф. Келлера.
Для увертюры Фокин выбрал полонез Ля мажор, на последних тактах которого плавно скользящий занавес открывал перед восхищёнными взорами публики застывшую балетную картину. С первыми аккордами ноктюрна кордебалет раскрывался, словно бутон розы: балерины мягко опускались в плие́, и солист выходил на середину сцены.
В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена». В том вечере были ещё балеты «Египетские ночи» («Клеопатра») и «Павильон Армиды» с Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинским и Б. Ф. Нижинской.
Исполнители: О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский.
Симпатии В.Светлова принадлежали г-же Павловой, и как бы не станцевала Карсавина, он писал в «Биржевых новостях»:
Г-жа Павлова 2-я и здесь прониклась стилем в гораздо более полной мере, чем г-жи Преображенская и Карсавина |
Л.Козлянинов напротив, следил за танцем г-жи Карсавиной:
В исполнении Карсавиной элегическая мечтательность, сменяясь упоением радости, вызывала представление, создаваемое музыкой.[1] |
Далее редакция менялась незначительно, 6 апреля 1908 года спектакль шёл под названием «Гран па на музыку Шопена», а 19 февраля 1909 года в афише написали «Шопениана».
2 июня 1909 года состоялась премьера «Шопенианы» (фр. «Les Sylphides») в дягилевских русских сезонах в театре Шатле в Париже, с участием Тамары Карсавиной, Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Костюмы Леон Бакст нарисовал по литографиям Марии Тальони в Сильфиде.
Кроме готовых оркестровок А. К. Глазунова, «Grande valse brillante» переложил на большой оркестр и аранжировал Джордж Гершвин, остальные фортепианные произведения Фредерика Шопена оркестровали С. И. Танеев, А. К. Лядов и Н. Н. Черепнин.
Следующие представления состоялись в Ковент-Гардене 14 июня 1911 года и в Нью-Йорке в «Century Theatre» 20 января 1916 года, с участием Александры Балдиной. 14 апреля 1916 года — спектакль «Les Sylphides» с участием Нижинского в Метрополитен-Опера.
4 февраля 1923 года в Петрограде возобновили последнюю редакцию Фокина, 16 мая 1928 года А. Я. Ваганова обновила «Шопениану» для Ленинградского хореографического училища, спектакль прошёл на сцене Театра оперы и балета (выпускной спектакль Г. С. Улановой).
24 января 1932 года Большой театр поставил фокинский вариант спектакля, дирижёр Ю. Ф. Файер; исполнители В. П. Васильева, Т. В. Васильева, А. И. Абрамова, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина, Т. В. Лазаревич, А. Н. Ермолаев. После войны, 11 января 1946 года Л. М. Лавровский возобновил на сцене Большого театра спектакль «по Фокину».
В бессюжетных балетах отсутствует сценарная драматургия, но в гармоничном сочетании музыки и танца, они имеют единство действия. К так называемым белым балетам ballet blanc (фр.) относится и «Серенада» Баланчина на музыку П. И. Чайковского.
Стилистические традиции романтических балетов сложились в постановках конца XVIII, начала XIX веков, когда красота была «блистательна и полувоздушна». Таким неземным созданием могла быть не только «Сильфида», но и «Бабочка» Марии Тальони.
Балет с образом бабочки поставил М.Петипа на музыку Минкуса 1874 году. Концертный номер «Бабочка» был и в репертуаре балетмейстера Александра Горского.
И наконец Михаил Фокин ставит в 1912 году одноактный балет на музыку Шумана «Бабочки», сценография М. В. Добужинского с костюмами Л. С. Бакста и П. Б. Ламбина. Была ли столь воздушна бабочка — Кшесинская, но успех спектакля прошедшего 10 марта на благотворительном вечере в Мариинском продлился несколько лет, и балет вошёл в программу 1914 года дягилевских сезонов, партию Пьеро исполнял сам Фокин.
Па де де из романтического балета «Бабочка» на музыку Оффенбаха «восстановил по Тальони» в 1979 году Пьер Лакот, большой любитель старинного стиля.
Но стиль «Шопенианы» оказался вне моды, о чём мог и не подозревать Жюль Перро, создатель знаменитого «па де катра» (1845). Успех «Шопенианы» превзошёл все романтические балеты прошлого, став чистой классикой.
Шопениана.