03-09-2023
Штрафной батальон 999 | |
Strafbataillon 999 | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр |
Харальд Филипп (нем.)русск. |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Ханнс Эрнст Егер |
Оператор |
Хайнц Хёльшер |
Композитор |
Вилли Маттес |
Кинокомпания |
Willy Zeyn Produktion |
Длительность |
109 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
0053309 |
«Штрафной батальон 999» (нем. «Strafbataillon 999») — немецкая военная драма, вышедшая на экраны в 1960 году. Фильм снят в ФРГ режиссёром Харальдом Филиппом (нем.)русск. по сценарию Хайнца Конзалика.
События происходят в ноябре 1943 года где-то на русском участке германского Восточного фронта[1]. В готовящийся к отправке на передовую штрафной батальон вермахта № 999 прибывает очередное пополнение, в том числе четыре штрафника из самых разных слоёв общества: их пути в штрафбат показываются краткими сценами-вставками в начале.
Судьбы этих четырёх столь разных людей, назначенных в один взвод, составляют персонализированную линию фильма. Дополнительную линию составляют безуспешные попытки Юлии Дойчманн добиться в тылу пересмотра приговора мужу.
Одновременно раскрываются отношения офицеров штрафного батальона между собой и к выполняемой ими задаче. Недавно назначенный в штрафбат командир роты обер-лейтенант Беверн в начале идеалистично рассматривает свой долг в том, чтобы «дать оступившимся шанс искупить свою вину». Эти мысли вызывают смех у более опытного обер-лейтенанта Обермайера. По статистике за 1943 год каждый штрафбат при выполнении задания теряет 95 % личного состава — и формируется заново для новой задачи. Задача их состава — в назначенный день выйти на передовую у заданной русской деревни, снять минные поля и отрыть окопы для занятия позиций обычной воинской частью. Лопат и кирок им выделят, оружие же лишь в минимально необходимом количестве, чтобы зря не терять. Задача же командного состава — выполнить задачу до того, как всех штрафников перебьют, а самим вернуться целыми. Дальнейшие события показывают верность статистики Обермайера.
Ханнс Эрнст Егер (нем.)русск. | — | Карл Шваннеке, штрафник |
Георг Лен (нем.)русск. | — | Эрих Видек, штрафник |
Вернер Хессенланд (нем.)русск. | — | Готтфрид фон Бартлиц, штрафник |
Георг Томас | — | Эрнст Дойчманн, штрафник |
Соня Циман | — | Юлия, жена Эрнста Дойчманна |
Вторая половина 1950-х в кинематографе Западной Германии отмечается возрождением интереса к фильмам о войне. При этом происходит постепенный выход из послевоенного кризиса с недостатком мужчин и зритель начинает интересоваться фильмами именно про героизм и стойкость, без прямолинейного декларирования политических и пропагандистских клише. На этой волне появляются в том числе фильмы о персональном мужестве как в советском лагере для военнопленных («Врач из Сталинграда (англ.)русск.», 1958), так и в немецкой штрафной части (рассматриваемый фильм)[2].
Бывший уголовник Карл Шваннеке, становящийся неформальным лидером взвода и едва ли не главным протагонистом фильма, открывает в кинематографе тему «солдат — уже добродетель сама по себе?» и сложную, и тем интересную для искусства, эмоциональную смесь «преступник — жертва — герой»[3].
В титрах фильма изначально и прямо указывается:
|
Тем не менее в вермахте существовала часть с номером 999 и относящаяся к дисциплинарным наказаниям. Это 999-я лёгкая «африканская» бригада (англ.)русск. (999. leichte Afrika-Brigade). Её формирование началось в октябре 1942 года на Африканском фронте на основе отдельных штрафных частей. История части, как и прочих на данном театре военных действий, закончилась капитуляцией в мае 1943.
Штрафной батальон 999.