29-07-2023
Сказка про шута, семерых шутов перешутившего | |
Le Chout, Le Bouffon | |
М. Ф. Ларионов. Эскиз костюма свахи, 1915. |
|
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета | |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Количество действий |
1 акт в 6 картинах с 5 антрактами |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Шут» (фр. Le Chout, фр. Le Bouffon, нем. Der Narr; полное название «Ска́зка про шута́, семеры́х шуто́в перешути́вшего»), op. 21 — одноактный балет в шести картинах с пятью антрактами С. С. Прокофьева на либретто композитора и С. П. Дягилева по мотивам русских народных сказок А. Н. Афанасьева. 1-я редакция была завершена в 1915 году, 2-я переработанная и дополненная — в 1920 году.
Впервые балет был поставлен во 2-й редакции 1920 года труппой «Русский балет Дягилева», художник М. Ф. Ларионов, хореография Ларионова и Тадеуша Славинского. Премьера состоялась 17 мая 1921 года в Париже в театре «Гэте-лирик[fr]» под управлением Э. Ансерме; Шут — Т. Славинский, Шутиха — Л. Соколова.
На музыку С. С. Прокофьева к «Шуту» ставились балеты под тем же названием, но по другим либретто и в хореографии других балетмейстеровС. А. Кусевицкого «А. Гутхейль».
. На основе музыки к балету композитор создал симфоническую сюиту «Шут», op. 21 bis . Партитура балета впервые вышла в 1922 году в нотоиздательстве«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» стала вторым после «Ала и Лоллий» балетом, созданным Прокофьевым по заказу Дягилева, но была первым балетом композитора, поставленным артрепризой Русский балет Дягилева. В 1915 году антрепренёр встретился с композитором в Риме для прояснения готовности балета «Ала и Лоллий», но по ряду причин отказался от его постановки и заказал Прокофьеву другой балет. В течение лета 1915 года все шесть картин нового балета «Шут» были сочинены в клавире[1], но его постановка была отложена на время после окончания Первой мировой войны.
Действие балета происходит в сказочной Руси. Е. Я. Суриц представила краткий сюжет балета в следующем виде: «Шут с помощью своей жены Шутихи ловко одурачивает семерых шутов — продаёт им чудо-плётку, которой они напрасно пытаются усмирить своих жён. Переодевшись молодухой, Шут „выходит замуж“ за богатого купца и оставляет ему вместо „невесты“ в спальне козу, за которую потом берёт большой выкуп. Недоразумения заканчиваются общей весёлой пляской»[2]. Имеется более полное изложение либретто[3].
Действующие лица:
Внешние изображения | |
---|---|
Балет «Шут» С. С. Прокофьева | |
[1] Конверт пластинки с записью балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» под управлением Геннадия Рождественского 1985 года[4] |
Внешние изображения | |
---|---|
Семь балетов С. С. Прокофьева | |
[2] Шут на обложке юбилейного комплекта записей семи балетов Сергея Прокофьева[5] |
Вторая редакция балета состоит из 11 частей общей продолжительностью около 60 минут; от первой редакции 1920 года она отличается добавлением антрактов:
Свою первую cимфоническую сюиту на основе уже почти созданного музыкального произведения — «Скифскую сюиту» — Прокофьев составил после отказа Дягилева от постановки балета «Ала и Лоллий». Сюитой из балета «Шут» для большого оркестра, опус 21 bis 1922 года, композитор продолжил это начинание, что впоследствии превратилось в излюбленную традицию сочинять сюиты на материале своей балетной, оперной и театральной музыки[7].
Сюита короче музыки к балету, но количество её номеров на один больше. Продолжительность произведения составляет около 35 минут. В письме Б. В. Асафьеву от 9 июля 1924 года С. С. Прокофьев писал, что 12 номеров сюиты «Шут» вобрали в себя «3/4 музыки всего балета»[8]
Сюиту «Шут» записывали многие выдающиеся музыкальные коллективы: Большой симфонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского, оркестр Парижской филармонии под управлением Яши Горенштейна, Лондонский филармонический оркестр под управлением Вальтера Зюскинда, Оркестр Ламурё под управлением Альбера Вольфа, Сент-Луисский симфонический оркестр под управлением Владимира Гольшмана[9].
|
Шут (балет).