Lt304888.ru

Туристические услуги

Эвристическое обучение

22-10-2023

Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

Содержание

Трактовки

Под эвристическим обучением понимают:

  • форму обучения, например, эвристическую беседу;
  • метод обучения, например, метод мозгового штурма;
  • технологию творческого развития учащихся.

История вопроса

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

В педагогике эвристическое обучение исследовали П. Ф. Каптерев, В. И. Андреев, А. В. Хуторской. В психологии эвристическим методам обучения уделяли внимание В. Н. Пушкин, А. Н. Лук, Г. Я. Буш.

Публикации

  • Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994. — 237 с.
  • Андрианова Г. А., Хуторской А. В., Кулешова Г. М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.250-261.
  • Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. Чч. I—II. — Рига: «Знание», 1977. — 95 с.
  • Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Ч. 1. — Минск, 1995. — 240 с.
  • Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – №9. – С.18-25.
  • Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  • Хуторской А.В. Эвристическое обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учебное пособие. И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 450-468.
  • Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 15-22.
  • Хуторской А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность // Народное образование. - 1999. - № 9. - С. 120-126.
  • Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. - Ногинск, 1995. - 94 с.
  • Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 292-302.
  • Хуторской А.В. Эвристический потенциал дистанционного обучения // Школьные технологии. - 1999. - № 5. - С. 236-247.
  • Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А.В. Хуторской; Моск. пед. ун-т. - М., 1998. - 37 с.

См. также

Ссылки

  • В каждой школе свои Архимеды. Газета «Молодёжь Эстонии» о конференции по эвристическому обучению.
  • Ссылки на ресурсы Интернета по эвристическому обучению

Эвристическое обучение.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01