Lt304888.ru

Туристические услуги

Эггебрехт, Ганс Генрих

15-06-2023

Ганс Генрих Эггебре́хт, правильней Э́ггебрехт (нем. Hans Heinrich Eggebrecht; 5 января 1919(19190105), Дрезден30 августа 1999, Фрайбург) — немецкий музыковед и лексикограф.

Содержание

Биография и научная деятельность

После окончания Второй мировой войны (принимал участие в военных действиях в Крыму[1]) в 1945-1948 гг. учился у Р.Мюниха, Х.И.Мозера и М.Шнайдера в Веймаре, Берлине, Мюнхене, Йене. Защитил докторскую диссертацию о Мельхиоре Вульпиусе в Берлине в 1949 году. С 1951 года до конца жизни преподавал музыковедческие дисциплины в университете Фрайбурга (с 1961 года ординарный профессор и декан музыкального факультета). В 1955 году во Фрайбурге защитил вторую диссертацию (Habilitation, научный консультант Виллибальд Гурлитт) по теме «Studien zur musukalischen Terminologie». В 1956-67 годах — заведующий кафедрой музыковедения в университете Гейдельберга. С 1963 года — главный редактор авторитетного музыковедческого журнала «Archiv für Musikwissenschaft». Главный редактор (после смерти Гурлитта) тома Sachteil 12-го издания «Музыкального словаря» Римана (1967), который кардинально переработал в части теории музыки[2]. На протяжении многих лет сотрудничал с К. Дальхаузом (в том числе написал совместно с ним популярную во всём мире брошюру «Что такое музыка»), выступил соредактором нового (и последнего) издания римановского словаря, под названием «Brockhaus-Riemann-Musiklexikon». В 1972-1999 годах — главный редактор «Словаря музыкальных терминов» (Handwörterbuch der musikalischen Terminologie), который по сей день остаётся образцовым с точки зрения музыкальной лексикографии и методологии исторического изучения терминов.

Среди учеников Эггебрехта — известные немецкие музыковеды Фриц Реков (Reckow), Рейнхольд Бринкман (Brinkmann), Альбрехт Ритмюллер (Riethmüller) и Петер Андрашке (Andraschke), композитор Вольфганг Рим и другие.

Основные научные интересы Эггебрехта — музыкальная терминология, музыкальная эстетика (главным образом, проблема взаимосвязи музыки и слова), история и теория музыки западноевропейского средневековья, немецкая музыка эпохи барокко, история органа и органной музыки. Книги и статьи Эггебрехта переведены на многие европейские языки (кроме русского).

Примечания

  1. статью в газете Zeit Online.
  2. Предыдущее издание словаря Римана под редакцией Альфреда Эйнштейна вышло за 40 лет до издания Эггебрехта.

Книги

  • Heinrich Schütz. Musicus poeticus. Göttingen, 1959; 2te verbess. Aufl. 1984.
  • Ordnung und Ausdruck im Werk von Heinrich Schütz. Kassel, 1961.
  • Die Orgelbewegung. Stuttgart, 1967.
  • Schütz und Gottesdienst: Versuch über das Selbstverständliche. Stuttgart, 1969.
  • (zusammen m. Frieder Zaminer) Ad organum faciendum: Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970.
  • Die Musik Gustav Mahlers. München, 1982.
  • Bachs Kunst der Fuge: Erscheinung und Deutung. München, 1984.
  • (mit Carl Dahlhaus) Was ist Musik? Wilhelmshaven, 1985.
  • Musik im Abendland: Prozesse und Stationen vom Mittelalter bis zur Gegenwart. München, 1991.
  • Bach – wer ist das? Zum Verständnis der Musik J.S. Bachs. München, 1992
  • Musik verstehen. München, 1995
  • Die Musik und das Schöne. München, 1997

Сборники статей

  • Musikalisches Denken. Aufsätze zur Theorie und Ästhetik der Musik. Wilhelmshaven, 1977.
  • Sinn und Gehalt: Aufsätze zur musikalischen Analyse. Wilhelmshaven, 1979; 2te Aufl., 1985

Статьи (выборка)

  • Melchior Vulpius // Festschrift Max Schneider zum achtzigsten Geburtstage, hrsg. v. W. Vetter. Leipzig, 1955
  • Ars musica. Musikanschauung des Mittelalters und ihre Nachwirkungen // Die Sammlung. Zeitschrift für Kultur und Erziehung, 12 (1957)
  • Arten des Generalbasses im frühen und mittleren 17. Jh. // Archiv für Musikwissenschaft 14 (1957)
  • Walthers musikalisches Lexikon in seinen terminologischen Partien // Acta musicologica 29 (1957)
  • Barock als musikgeschichtliche Epoche // Aus der Welt des Barocks. Stuttgart, 1957
  • Zum Figur-Begriff der Musica poetica // Archiv für Musikwissenschaft 16 (1959)
  • Musik als Tonsprache // Archiv für Musikwissenschaft 18 (1961)
  • Machauts Motette Nr. 9 // Archiv für Musikwissenschaft 19-20 (1962–3), SS.281–93; 25 (1968), SS.173–95
  • Funktionale Musik // Archiv für Musikwissenschaft 30 (1973), SS.1–25
  • Vertontes Gedicht: über das Verstehen von Kunst durch Kunst // Dichtung und Musik: Kaleidoscop ihrer Beziehungen, hrsg. v. G. Schnitzler. Stuttgart, 1979, SS.36–69
  • Die Mehrstimmigkeit von ihren Anfängen bis zum 12. Jahrhundert // Die mittelälterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt, 1984, SS.9–87 (в серии «Geschichte der Musiktheorie»)
  • Musikalisches und musiktheoretisches Denken // Ideen zu einer Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F. Zaminer. Darmstadt, 1985, SS.40–58.
  • Terminologie der Musik im 20. Jahrhundert. Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Sonderband 1. Stuttgart, 1995

Справочники и другие книги под редакцией Эггебрехта

  • (mit Willibald Gurlitt) Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967.
  • Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, Stuttgart, 1972-2002.
  • (mit Carl Dahlhaus) Brockhaus-Riemann-Musiklexikon. Wiesbaden 1978-79.
  • Orgel und Ideologie. Göttweig, 1983.
  • Orgel-Colloquium. Berlin 1988.
  • Orgelbau und Orgelmusik in Russland. Murrhardt, 1991.

Литература

  • Лобанова М. Н. Эггебрехт // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. Москва, 1982, стлб. 481-482
  • Analysen: Beiträge zu einer Problemgeschichte des Komponierens: Festschrift für Hans Heinrich Eggebrecht zum 60. Geburtstag, hrsg. v. W. Breig, R. Brinkmann u. E. Budde. Wiesbaden, 1984 (содержит полную библиографию Эггебрехта по состоянию на 1983 год)

Ссылки

  • Handwörterbuch der musikalischen Terminologie

Эггебрехт, Ганс Генрих.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01