19-10-2023
Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.
Содержание |
Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) |
|||
Эгейская цивилизация (XXX—XII до н. э.) |
|||
Западноанатолийская цивилизация | |||
Минойская цивилизация | |||
Кикладская цивилизация | |||
Элладская цивилизация | |||
Микенская цивилизация | |||
Древняя Греция (XI — 146 до н. э.) |
|||
Тёмные века (XI—IX) | |||
Архаический период (VIII—VI) | |||
Классический период (V—IV) | |||
Эллинистический период (IV — 146) | |||
Греция в составе Римской державы | |||
Римская Греция (146 до н. э. — 330 н. э.) | |||
Средневековье и Новое время (330—1832) |
|||
Византийская империя (330—1453) | |||
Герцогство Афинское (1204—1458) | |||
Османская Греция (1458—1832) | |||
Современная Греция (после 1821) |
|||
Война за независимость (1821—1832) | |||
Монархия (1832—1924) | |||
Республика (1924—1935) | |||
Монархия (1935—1973) | |||
Диктатура И. Метаксаса (1936—1941) | |||
Оккупация (1941—1944) | |||
Гражданская война (1944—1949) | |||
Хунта (1967—1974) | |||
Республика (после 1974) | |||
Тематические статьи | |||
Военная история | |||
Греческие имена | |||
Греческий язык | |||
Греческая литература
|
Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на острове Крит (с 1899). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на острове Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.
Помимо данной, существуют и другие периодизации.
Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000 — 2 000 гг. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 2 300 — 2 000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.
Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций, которые входят в Эгейскую цивилизацию):
Хронологически эти цивилизации принято делить на три основных периода — ранний, средний и поздний, а каждый период — на 3 субпериода (І, ІІ, III): например, раннеминойский І, среднесолунский ІІІ и так далее.
Развитие Эгейской цивилизации проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время.
Процесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным:
Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000—1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.
На Крите, неразрушенном захватчиками, продолжала развиваться минойская цивилизация; сначала в 2000—1800 гг. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. — линейное письмо А.
Средний бронзовый век (2000—1500 гг. до н. э.) — период наибольшей консолидации Эгейской цивилизации, о чём свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и др.
Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена.
Около 1 470 до н. э. некоторые центры Эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б.
С 1220 г. до н. э. Эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», что приводит Эгейскую цивилизацию к гибели.
Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.
Среди памятников 3000-2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад, «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой («скрипкоподобные» фигуры, обнаженные женские статуэтки).
Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф с стуко «царь-жрец» из дворца в Кноссе, вазопись «дворцового стиля»).
1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях — нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из Самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).
Эгейская цивилизация.