19-10-2023
Эд Вуд | |
Ed Wood | |
Жанр |
Байопик |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Дениз Ди Нови |
Автор сценария |
Скотт Александер |
В главных ролях |
|
Оператор |
Стефан Чапский |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
127 мин. |
Бюджет |
18 млн $ |
Сборы |
$5 887 457 |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0109707 |
«Эд Вуд» (англ. Ed Wood) — американский драмедийный (англ.)русск. байопик режиссёра Тима Бёртона c Джонни Деппом в главной роли, снятый по биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза» (англ. Nightmare of Ecstasy). Главный герой картины — Эдвард Вуд-Младший — режиссёр, продюсер и сценарист, снискавший славу «худшего режиссёра всех времён и народов». Фильм охватывает период его жизни, когда он снимал свои наиболее знаменитые фильмы, а также рассказывает о его отношениях с Белой Лугоши. В фильме также снимались Мартин Ландау, Сара Джессика Паркер, Билл Мюррей и другие.
Идея фильма пришла сценаристам Скотту Александру и Ларри Карашевски, когда они учились в Школе киноискусств университета Южной Калифорнии. Работа над сценариями для семейных фильмов им обоим надоела, и они заключили контракт с Бёртоном и Денизом Ди Нови на создание фильма-биографии. Изначально режиссёром картины должен был стать Майкл Леманн, но из-за проблем с графиком съёмок его фильма «Пустоголовые» режиссёрское кресло занял Бёртон. Первоначально за создание фильма отвечала студия Columbia Pictures, но она отклонила решение Бёртона снимать в чёрно-белой гамме. Таким образом картина перешла в руки компании Walt Disney Pictures, которая выпустила фильм под своим лейблом Touchstone Pictures.
Фильм снискал одобрение критиков, но не имел коммерческого успеха. «Эд Вуд» стал лауреатом двух премий «Оскар» в категориях «Лучший грим» и «Лучшая мужская роль второго плана».
Содержание |
1952 год. Эдвард Вуд, неудавшийся актёр театра, решает попасть в киноиндустрию. Однажды он узнаёт, что продюсер Джордж Вайс пытается приобрести права на экранизацию жизни Кристин Йоргенсен (англ.)русск. — первого мужчины, сменившего пол. Вуд добивается встречи с Вайсом, но тот объясняет Эдварду, что приобрести права невозможно. Продюсер решает снимать будущий фильм «Я сменил свой пол!» на вымышленной основе. Тем временем Эд знакомится со своим кумиром — актёром фильмов ужасов Белой Лугоши. Эд подвозит Белу до дома, и они становятся друзьями. Позже Вуд убеждает Вайса, что идеально подходит в качестве режиссёра фильма «Я сменил пол!», так как сам является трансвеститом. Также Эд решает задействовать в фильме Лугоши.
Эд и Вайс меняют название фильма на «Глен или Гленда». В новом фильме Эд является не только режиссёром, но и сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли. Картина негативно встречается критиками и проваливается в прокате. Дорога в большое кино Эду закрыта: продюсер студии Warner Bros. заявляет ему, что это худшая картина, которую он когда-либо видел. Но девушка Вуда, Долорес Фулер, утешает его, объсняя, что его фильм не подходит для студийной системы, и что он может найти независимых спонсоров для своего следующего фильма — «Невеста монстра».
Эд терпит неудачи в попытках нахождения денег для съёмок нового фильма. Но вскоре он убеждает мясного промышленника Дона Маккоя взять на себя спонсирование картины. Тот соглашается, но с условиями, что фильм закончится грандиозным ядерным взрывом, и его умственно отсталый сын Тони снимется в главной роли. Эду удаётся закончить фильм, но Долорес рвёт отношения с ним, так как не может примирится с тем, что тот — трансвестит. Также обнаруживается, что Лугоши в глубокой депрессии и зависимости от морфина. Он ложится в клинику, чтобы вылечиться от наркозависимости. Навещая Лугоши в больнице, Эд знакомится с Кэти О’Харой, которая пришла навестить своего отца. Эд приглашает её на свидание, во время которого признаётся ей в своём трансвестизме. Кэти принимает его таким. Некоторое время спустя Бела умирает.
Позже Эд просит главу баптистской церкви по имени Рейнольдс профинансировать свой новый проект — «Разорители могил из открытого космоса». Эд убеждает Рейнольдса, что этот фильм будет коммерчески успешен и соберёт достаточно денег, которых хватит, чтобы воплотить мечту Рейнольдса — серию фильмов о 12 апостолах. Но во время съёмок у них возникают конфликты. Так, баптисты вынуждают Эда сменить название на «что-нибудь менее богохульное». В результате фильм был озаглавлен как «План 9 из открытого космоса». Также финансисты критиковали подбор актёров, стиль режиссуры Эда и его трансвестизм. Из-за этого Вуд прямо во время съёмок и в женской одежде покидает съёмочную площадку и едет в ближайший бар, где встречает Орсона Уэллса. Тот вдохновляет Эда отстаивать собственное видение фильма и противостоять продюсерам. Сразу после премьеры картины Эд предлагает Кэти выйти за него замуж. Та соглашается, и они вместе едут в Лас-Вегас, чтобы пожениться.
|
|
|
По словам Деппа, не прошло и 10 минут после предложения Тима Бёртона сняться в фильме, как он согласился. В то время актёр был несколько разочарован по отношению к киноискусству, а эта роль дала возможность Деппу «вытянуться в полный рост и повеселиться». А работа с Мартином Ландау «восстановила» его «любовь к актёрскому мастерству». Тогда Депп был уже знаком с некоторыми работами Эдварда Вуда через Джона Уотерса, который показал ему «Глена или Гленду» и «План 9 из открытого космоса»[1]. Чтобы лучше воплотить образ Вуда актёр учился подражать железному дровосеку из «Волшебника страны Оз» (1939), которого в том фильме сыграл Джек Хейли, а также Микки Руни, Рональду Рейгану и Кейси Касему[2][3]. Депп просматривал несколько выступлений Рейгана, так как считал их разновидностью слепого оптимизма, и полагал, что это идеально подходит для Вуда. Актёр также перенял понижение голоса Касема и «то весьма уверенное и живое коммивояжёрное качество в его голосе»[1].
Патрисия Аркетт находила свою героиню «милой и очень приятной»[4].
Для Мартина Ландау, чтобы тот походил на Белу Лугоши, гримёр Рик Бэйкер сделал ему специальный протезный грим, наложив его в достаточном количестве так, чтобы Ландау было удобно играть своим лицом и выражать эмоции. Для своей роли актёр посмотрел 25 фильмов с Лугоши и семь его интервью, сделанных между 1931-м и 1956 годами[5].
|
|
|
|
|
|
|
||||
Актёрский состав «Эда Вуда» слева направо: Джонни Депп, Мартин Ландау, Сара Джессика Паркер, Патрисия Аркетт, Билл Мюррей, Джульет Ландау, Винсент Д’Онофрио
|
Идея фильма пришла сценаристам Скотту Александру и Ларри Карашевски, когда они учились в Школе киноискусств университета Южной Калифорнии. Александр даже собирался на втором курсе сделать документальную картину о Вуде — «Человек в ангорском свитере». Однако, Карашевски тогда со скептицизмом отнёсся к такой идее[6]. Позже Александр и Карашевски вместе писали сценарии к фильмам «Трудный ребёнок» и «Трудный ребёнок 2», но работа над сценариями исключительно для семейных фильмов им обоим надоела. Тогда они написали 10-страничный набросок сценария картины о Вуде и продемонстрировали идею режиссёру Майклу Леманну, с которым они познакомились ещё в Школе киноискусств. Основой для сценарной заявки послужила биографическая книга Рудольфа Грея «Кошмар экстаза: Жизнь и творчество Эдварда Вуда-Младшего» (англ. Nightmare of Ecstasy: The Life and Art of Edward D. Wood, Jr.). Леманн представил проект продюсеру Денису Ди Нови, с которой он работал над фильмом «Смертельное влечение». Сама Ди Нови до этого сотрудничала с Тимом Бёртоном над фильмами «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен возвращается» и «Ночь перед Рождеством». В итоге, Леманн, по контракту, должен был стать режиссёром байопика о Вуде, а Бёртон и Ди Нови — продюсерами.
Бёртон готовился к постановке «Мари Райли». Однако, в связи с конфликтами по поводу съёмок фильма, Бёртон бросил режиссуру этого фильма и начал читать «Кошмар Экстаза», поручив Скотту Александеру и Ларри Карашевски писать полноценный сценарий. Через шесть недель сценарий был написан и содержал 147 страниц (Скотт и Ларри работали без выходных, по 14 часов в день).[7] Сценарий понравился Бёртону, он же пригласил Майкла Лимана на должность исполнительного продюсера, а фильм решил снимать в чёрно-белом цвете. Однако это не понравилось компании Columbia Pictures, которой принадлежали права на проект, и она отказалась от него. Но Бёртон всё же быстро подыскал подходящую студию, коей явилось подразделение Disney Touchstone Pictures. Touchstone Pictures однако поставили Бёртону условие — при всей творческой свободе Бёртон должен был снять фильм в чёткие сроки при фиксированном бюджете в 18 миллионов долларов.
При всей биографичности фильма некоторые обстоятельства были всё-таки искажены сценаристами. В частности, из фильма следует, что Тор Джонсон снялся впервые в кино именно в фильмах Вуда, однако он снимался в кино с 1934 года, хотя и в небольших ролях. А его дети, которые были изображены в фильме как полноватые подростки, на самом деле уже были взрослыми людьми. Банни Брекинридж показан в фильме как старый друг Вуда, но на самом деле они познакомились незадолго до съёмок «Плана». Их познакомил друг с другом Пол Марко. Были искажены многие факты жизни Белы Лугоши.
Не соответствует действительности и тот факт, что премьера «Плана» проходила в крупном кинотеатре «Pantages Theatre» в Голливуде. На самом деле премьерный показ фильма был осуществлён лишь через три года после съёмок в скромном кинотеатре «Carlton Theatre» в Лос-Анджелесе. Также не существовало в реальной жизни встречи Вуда с Орсоном Уэллсом в небольшой забегаловке «Musso & Frank Grill».
О дальнейшей жизни Вуда (съёмках в порнографии и алкогольной зависимости), о других персонажах в фильме упоминается только в заключительных титрах.
Эд Вуд (фильм).