Lt304888.ru

Туристические услуги

Экспедиция подводных работ особого назначения

01-07-2023

Экспедиция подводных работ особого назначения

Знамя ЭПРОН
Годы существования

1923-1942

Страна

 СССР

Подчинение

ОГПУ-НКПС-ВМФ СССР

Входит в

Вооружённые силы СССР

Тип

Военно-морские силы

Знаки отличия

Командиры
Известные командиры

Языков, Владимир Сергеевич (1923—1924)
Мейер-Захаров, Лев Николаевич (1923—1930)
Крылов, Фотий Иванович (1932—1942)

Кормовой флаг судов ЭПРОНа (1929—1935)

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. Создана приказом ОГПУ №528 17 декабря 1923 года. До 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.[1]

Содержание

История

С 1908 года флотский инженер и кладоискатель-любитель Владимир Сергеевич Языков настойчиво пытался организовать работы по подъёму английского парусного корабля HMS Prince.[2] Во время Крымской войны в роковой день 14 ноября 1854 года его выбросило ураганом на скалы и он затонул под Балаклавой[3] С 70-х годов позапрошлого века «Принца» искали немцы, французы, норвежцы, экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи,[4] так как предполагалось, что он вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом.[3][5][6]

В начале 1923 года В. С. Языков попал на приём к главе ГПУ при НКВД РСФСР Г. Ягоде и сумел заинтересовать его идеей подъёма «Принца». Инициативная группа (В. С. Языков, Д. А. Карпович и инженер-механик Е. Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд для подъёма «Принца») была зачислена на довольствие ГПУ. 13 марта 1923 г. Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН при ГПУ, утверждении её первого штата и начальника — В. С. Языкова.[2] Розыски «Принца» успехов не принесли, но в 1924-28 годах ЭПРОН удалось поднять подводную лодку «Пеликан»[7], затопленную в конце января 1920 года белыми при входе в одесскую гавань, эскадренный миноносец «Ф. Дзержинский» (бывшая «Калиакрия»), британскую подводную лодку L-55[8][9]. В 1929 году под эгидой ЭПРОН фактически было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. ЭПРОН был награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1929 году.[1]

Реорганизация ЭПРОН

2 марта 1931 года было образовано Главное управление ЭПРОН. В 1934 году, по рекомендации академика А. Н. Крылова, на работу в ЭПРОН был приглашён Рубен Орбели, ставший впоследствии основоположником гидроархеологии в СССР.

К 1941 году ЭПРОН в своём составе насчитывал свыше трёх тысяч человек. Имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске. ЭПРОН были выполнены работы по подъёму 450 судов и боевых кораблей общим водоизмещением 210 тысяч тонн, спасено 188 аварийных судов.

Подразделение Военно-Морского Флота СССР

В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН был передан ВМФ СССР, затем преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ (с 1979 года поисково-спасательная служба ВМФ). За годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн [10] [1][11]

Рота особого назначения Балтийского флота

Согласно приказу наркома ВМФ СССР от 11 августа 1941 года при разведотделе Балтийского флота была сформирована «Рота особого назначения» (РОН) в составе 146 единиц, укомплектована командирами и водолазами, получившими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и подразделениях ЭПРОНа. Командиром роты был назначен лейтенант И. В. Прохватилов. Подразделение просуществовало всю ВОВ и было расформировано в 1945 году.

См. также

Примечания

  1. ↑ В ПОИСКАХ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ «Природа» № 1, 2001 г.
  2. ↑ ОСНОВАТЕЛИ ЭПРОНа
  3. ↑ ТАЙНА «ЧЁРНОГО ПРИНЦА» ВЫМЫСЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Как же погиб британский фрегат в Балаклаве?
  4. Рождение и становление спасательной службы ЧФ Центральный Военно-Морской Портал 6.02.2008
  5. Загадка Балаклавской бухты
  6. «Чёрный Принц» с грузом золота на самом деле «Принц» с тулупами и кальсонами.
  7. Подводная лодка «Пеликан»
  8. L-55, Л-55, ПЗС-2, ПЗС-6. Тип «L» III серии (Великобритания)
  9. АНГЛИЙСКАЯ СУБМАРИНА ПОД ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛАГОМ СССР Вопросы истории естествознания и техники № 3, 1998
  10. Военно Морской Словарь 1990 г.
  11. Работа ЭПРОНа по подъёму судов в северных морях

Литература

  • Морской аварийно-спасательной службе России — 50 лет
  • Голубев В. Г. Спасатели Военно-морского флота. — М.: Воениздат, 1996. — 264 с.
  • Рыба - одеяло. — Л.: Детская литература, 1965. — 160 с.
  • Капица П.И. В море погасли огни. — Л.: Советский писатель, 1974

Экспедиция подводных работ особого назначения.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01