Lt304888.ru

Туристические услуги

Экспресс (спутниковая платформа)

16-08-2023

Экспресс 1000/2000/4000

КА Глонасс К1, построенный на базе Экспресс-1000
Общие данные
Производитель

ОАО ИСС

Страна происхождения

 Россия

Назначение

Спутники связи

Орбита

ГСО, орбита ГЛОНАСС

Оператор

Различные

Срок активного существования

10 — 15 лет

Предшественник

КАУР-4

Производство и эксплуатация
Статус

В производстве

Всего построено

6

Заказано

более 18

Всего запущено

6

В рабочем состоянии

5

Потеряны

1

Первый запуск

26.02.2011

Последний запуск

03.11.2012

Типичная конфигурация
Типичная масса КА

1200 — 3600 кг (сухая)

Мощность

3 — 14 кВт

Аккумуляторные батареи

Saft VES 180

Солнечные батареи

GaAs (НПП Квант)

Двигатели коррекции орбиты

СПД-100

Экспресс — серия современных спутниковых платформ негерметичного исполнения российской компании ОАО ИСС, на которых базируются перспективные спутники связи, разрабатываемые этой фирмой. В данный момент разработаны три платформы, которые различаются по своей массе и по электрической мощности выделяемой для модуля полезной нагрузки (МПН): «Экспресс 1000», «Экспресс 2000» и «Экспресс 4000».

Семейство этих платформ пришло на смену классическим сериям герметичных платформ КАУР (в частности КАУР-3 и КАУР-4), на базе которых строились многие предыдущие космические аппараты (КА) ОАО ИСС.

Содержание

Общие требования для платформ «Экспресс»

Платформы разрабатывались с учетом возможностей российских космодромов и современных (а также будущих) ракет-носителей. Так, платформа «Экспресс 1000» оптимизировалась под запуски с космодрома «Плесецк» используя РН «Союз-2», в то время как «Экспресс 2000» рассчитывалась на запуски с «Байконура» с помощью РН «Протон-М»[1]. Тем не менее, спутники серии «Экспресс 1000» могут запускаться с Байконура в кластерном режиме (по два КА в одном пуске РН «Протон-М»)[2].

Платформы семейства «Экспресс» были спроектированы со следующими характеристиками:

  • эксплуатационный срок активного существования не менее 15 лет;
  • вероятность безотказной работы платформ в конце срока активного существования на уровне 0,9;
  • работа космического аппарата в любой точке геостационарной орбиты;
  • удержание спутника в рабочей точке с погрешностями не более ±0,05° по долготе и широте;
  • возможность однократного перевода космического аппарата по долготе в любую точку рабочей дуги со скоростью 2 градуса в сутки[1].

Исходя из этих требований, платформы включают следующие элементы:

  • негерметичное исполнение;
  • комбинированная система терморегулирования: отвод тепла от полезной нагрузки осуществляется с помощью изогридной центральной трубы. Кроме того, для улучшения теплопереноса между различными конструктивными элементами спутника применяется полностью резервированный жидкостной контур;
  • высокоэффективные солнечные батареи на основе трёхкаскадных арсенид-галлиевых фотопреобразователей производства НПП «Квант»;
  • литий-ионные аккумуляторные батареи Saft VS 180 SA для коммерческих спутников либо никель-водородные российского производства для военных спутников;
  • стационарные плазменные двигатели СПД-100 производства ОКБ Факел для коррекции на орбите.

Экспресс 1000

Космическая платформа «Экспресс 1000» имеет три варианта, в зависимости от массы КА и энергетических характеристик МПН:

  • «Экспресс 1000K»: масса спутников до 1200 кг;
  • «Экспресс 1000H»: масса спутников до 1700 кг, масса модуля полезной нагрузки до 450 кг, отвод избыточного тепла 3500 Вт[3];
  • «Экспресс 1000SH»: масса спутников до 2200 кг.
  • общая мощность выделяемая для МПН может достигать 6 кВт.

Единая конструктивная основа платформ представляет собой силовую конструкцию в виде центральной силовой трубы с установленными на ней приборными и сотовыми панелями. Все три варианта используют одинаковые бортовой комплекс управления, системы ориентации и стабилизации и систему коррекции. Кроме того, для многих КА субподрядчиками ОАО ИСС по модулю полезной нагрузки (ретранслятору и антеннам) выступают различные зарубежные компании, как например Thales Alenia Space (TAS). В проектах «Лучей» эта компания создает блоки усилителей мощности, а компания NEC поставляет малошумящие усилители, передатчики аппаратуры «Маяк».

В таблице приведены все спутники, построенные на платформе «Экспресс 1000». Жёлтым цветом выделены уже запущенные КА.

Экспресс-2000/4000

Платформа «Экспресс-2000», и её вариант «Экспресс-4000», являются развитием платформы «Экспресс-1000Н» с предоставлением бо́льших массо-габаритных и энергетических ресурсов для модуля полезной нагрузки (МПН):

  • масса КА может достигать 3600 кг и масса МПН 1600 кг;
  • общая мощность выделяемая для МПН доведена до 14 кВт[1].

«Экспресс-2000» предназначена для применения на российском рынке в интересах заказчиков, имеющих ограничения на применение в составе своих КА не-российского оборудования, а также зарубежного программного обеспечения. Таким образом, «Экспресс-2000» будет применяться для постройки спутников в интересах Роскосмоса, Министерства Обороны России, а также других заказчиков с похожими требованиями[1].

Экспресс 4000

Модель спутника на платформе «Экспресс-4000»

Платформа «Экспресс-4000» глубоко унифицирована с «Экспресс-2000» и предназначена для использования на внешнем рынке для реализации коммерческих проектов. Контракт на её разработку был заключён в 2008 году между ОАО ИСС и Thales Alenia Space (TAS). «Экспресс-4000» создаётся с использованием технологий Спейсбас-4000, основной тяжелой платформы TAS. Согласно договору, платформа «Экспресс-4000» будет использоваться для постройки тяжелых телекоммуникационных и метеорологических спутников массой до 3200 кг в ОАО ИСС с установкой полезной нагрузки производства TAS. Основным отличием платформы от Спейсбас будет отсутствие апогейной двигательной установки, как традиционно принято в российских спутниках: РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» выводит спутники напрямую на стационар. Кроме того, будет разработан вариант «Экспресс-4000» для высокоэллиптических орбит[19][1].

Также, рассматривается возможность унифицировать платформы «Spacebus-4000» и «Экспресс-4000» для снижения их стоимости: Thales Alenia Space была заинтересована в закупке в России фотопреобразователей для солнечных батарей и электрореактивных двигателей для «Spacebus-4000»[20].

Мощность для питания МПН в спутниках на базе «Экспресс-4000» может достигать 14 кВт, что примерно соответствует 60 транспондерам. Срок активной эксплуатации — не менее 15 лет[19].

Первая попытка предложить «Экспресс-4000» окончилась неудачей: в тендере на поставку спутника «Экспресс-АМ4», объявленном ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) платформа «Экспресс-4000» проиграла совместному предложению ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и EADS Astrium на платформе Eurostar 3000[20].

См. также

Ссылки

  • ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва

Примечания

  1. ↑ Унифицированные платформы для создания современных спутников (Журнал ОАО ИСС №8, стр. 8). Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнёва. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 17 октября 2010.
  2. На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску космических аппаратов «Луч-5А» и «Амос-5». Федеральное космическое агентство (Роскосмос) (11.11.2011). Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 4 декабря 2011.
  3. Журнал ОАО ИСС № 10. Проект «Ямал»: серия спутников для ОАО «Газпром космические системы», стр. 13-18. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 26 ноября 2011.
  4. ↑ RUSSIAN LAUNCH MANIFEST  (англ.). Small World Communications (1 November 2012). Проверено 5 ноября 2012.
  5. ↑ План российских космических пусков (2012). Форум журнала «Новости космонавтики». Проверено 5 ноября 2012.
  6. ИСС подготовил AMOS-5. http://www.comnews.ru/. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 23 октября 2010.
  7. Визит в ОАО «ИСС» делегации компании Spaceсom. RosInvest.Com (20.02.2012). Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 6 марта 2012.
  8. ↑ «Луч-5А» – аппарат многофункциональной системы ретрансляции. Журнал «Новости Космонавтики», №12/2003г.. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 18 октября 2010.
  9. ↑ Сибирские «Лучи» (Журнал ОАО ИСС №8, стр. 15). Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнёва. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 17 октября 2010.
  10. ↑ "Протон-М" с двумя российскими спутниками успешно стартовал с Байконура. "Вести" интернет-газета" ("VESTI.RU") (03.11.2012). Проверено 3 ноября 2012.
  11. ↑ Российский "Луч-5А" запустят совместно с израильским Amos-5 30 ноября. РИА НОВОСТИ (17.08.2011). Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 30 ноября 2011.
  12. Спутник Ямал-300К. ОАО "Газпром космические системы". Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 23 октября 2010.
  13. Лыбидь. Государственное Космическое Агентство Украины. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 17 марта 2011.
  14. Новый международный проект – спутник LYBID (Газета ОАО ИСС №247, стр. 2). Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнёва. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 17 марта 2011.
  15. Спутниковые телекоммуникации уверенно шагают в будущее. Спутниковые телекоммуникации уверенно шагают в будущее (04.11.2012). Проверено 4 ноября 2012.
  16. ОАО «ИСС» построит спутник для Казахстана. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 22 июня 2011.
  17. Космический аппарат "KazSat-3". АО "Республиканский центр космической связи". Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 22 июня 2011.
  18. Россия создаст глобальную систему спутниковой ретрансляции - Роскосмос. ОАО «Российские космические системы» (14.12.2011). Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 11 марта 2012.
  19. ↑ «Экспресс-4000» − российско-европейская спутниковая платформа. ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 4 декабря 2011.
  20. ↑ ВЗАИМОВЫГОДНАЯ ПЛАТФОРМА. КОММЕРСАНТЪ BUSINESS GUIDE. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 1 октября 2010.
  21. ↑ КА «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнёва. Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 24 октября 2010.
  22. Спутник Ямал-401. ОАО "Газпром космические системы". Архивировано из первоисточника 2 июля 2012. Проверено 2 октября 2010.

Экспресс (спутниковая платформа).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01