17-08-2023
Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице :К удалению/16 августа 2016.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию. Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником KrBot (вклад, журналы) в 02:36, 18 июля 2017 (UTC; менее 2 часов назад). Администраторам: ссылки сюда, история, журналы, удалить. |
Электри́ческий самока́т (элекат) — индивидуальное транспортное средство с двумя или тремя колёсами, площадкой пилота и рулём, предполагающее три режима передвижения: мускульный (путём многократного отталкивания ногой от земли), на электротяге, а также — смешанный режим.
Изначально конструкция первых самокатов предполагала сидячее положение пилота и в большей степени напоминала велосипед, нежели современный самокат.
В 1761 году каретный мастер из Германии Михаэл Касслер сконструировал самоходную площадку для передвижения, отдалённо напоминающую современный самокат, а чуть позднее граф де Сиврак из Франции смастерил «селярифер», очень похожий на модель Касслера. Англичане усовершенствовали конструкцию, оснастив её железной рамой.
Приблизительно в это же время самокат был изобретён и в России мастером Артамоновым. Это было изделие из железа с большим передним и маленьким задним колесами, расположенными одно за другим. На оси переднего колеса были закреплены педали, при прокручивании которых самокат приводился в движение.
В 1910-х годах на уже производившиеся самокаты подростки стали устанавливать двигатели. Такую конструкцию освоила в производстве компания Autoped Company of America. С 1915 года она производила моторизованный самокат с крохотными колёсами (заднее было закрыто кожухом), широкой платформой (на которой стоял пилот), прямым складным рулём и нижнеклапанным 155-кубовым двигателем мощностью 1,5 лошадиных сил. Известно, что Autoped использовали работники почтовой службы США.
На протяжении XX века самокат, в основном, использовался как детская игрушка для активного отдыха. Однако, в некоторых странах (Чехия, Польша, Австралия) самокат используется в спорте, повседневной жизни для прогулок и деловых поездок по городу.
На рубеже XX—XXI веков самокат преображается: меняется дизайн, сфера применения, принцип действия. Так, в 1985 году Стив Патмонт сконструировал самокат, оборудованный мотором и назвал его go-ped.
Можно выделить два основных направления развития конструкции современных самокатов: самокат без дополнительного движителя (электромотор или ДВС) облегчают, сокращают размеры и делают складным. Пути развития самоката с дополнительным движителем существенно разнообразнее. Есть самокаты с ДВС, электромотором, педальным приводом, инерционным приводом, существует идея о самокате с движителем-маховиком. Разнообразны варианты колёс, батарей, конструкционных материалов.
Самокаты с дополнительным движителем появились на военной службе, в кроссовых гонках, они становятся модными гаджетами современных горожан.
Важнейшим преимуществом конструкции электрического самоката по сравнению с другими индивидуальными транспортными средствами является минимальная вероятность падения пользователя вперёд или назад (наиболее опасны падения назад — сначала на копчик, а затем удар затылком. Подобные падения распространены на одноосных транспортных средствах — сегвеях, гироскутерах, моноколёсах). Руль со 100 % обратной связью (отсутствует электронная самостабилизация) представляет надёжную третью точку опоры, позволяющую балансировать всем телом без риска падения.
Электрический самокат имеет низкий центр тяжести, а площадка для ног не ограничена с боков колёсами, что позволяет в любой момент спрыгнуть и избежать падения/столкновения с препятствием.
Электрические самокаты, оснащённые светоотражателями, головной и задней фарами, дисковым тормозом, отличаются повышенной пассивной безопасностью.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Электрический самокат.