Lt304888.ru

Туристические услуги

Эль Мория

30-04-2023

Связь с Еленой Блаватской и Теософским обществом

Елена Блаватская писала, что махатмы Мориа и Кут-Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами «Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии» и «Разоблачённая Изида».

Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи»[10][11].

С 1852 по ок. 1854 год Блаватская провела в Индии. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом[12].

Письма Махатм

«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом, редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом, орнитологом, высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.

Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Еленой Рерих и изданы под заголовком «Чаша Востока» в 1925 году в Риге. Полное издание «Писем Махатм» в России было осуществлено в 1993 году.

В 1939 году рукописи «писем Махатм» были переданы в библиотеку Британского музея в Лондоне, где они и находятся до настоящего времени[13][14]. В 1952 году их перевели в формат микрофильмов и направили в наиболее крупные библиотеки мира[14].

Полемика о существовании Махатм

Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований) подвергали сомнению даже в те времена.

Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали[8].

Историк эзотеризма Кеннет Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писала Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами. Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году[15].

Вместе с тем сестра Блаватской Вера Желиховская, со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года, приводит следующее мнение семидесяти учёных-пандитов из Негапатама по поводу отчёта Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:

«Мы, нижеподписавшиеся, были несказанно удивлены, прочитав „Отчет Психического Лондонского Общества“ о теософии. Смеем заявить, что существование Махатм, — иначе Садху, никоим образом не измышлено ни г-жей Блаватской и никем другим. Наши прапрадеды, жившие и умершие задолго до рождения m-me Blavatsky, имели полную веру в их существование и психические силы, знали их и видели. И в настоящие времена есть много лиц в Индии, не имеющих ничего общего с Теософическим Обществом, находящихся в постоянных сношениях с этими высшими существами (Superior Beings). Мы владеем многими средствами для доказательства этих достоверных фактов; но нет у нас ни времени, ни охоты доказывать это европейцам…»[16]

Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В их числе были Уильям Куан Джадж, лидер Американской секции Теософского Общества, и Анни Безант, глава Европейской секции.

Агни-Йога

А́гни Йо́га, или Жива́я Э́тика — синкретическое[17] религиозно-философское[17][18] учение[19], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию[20] и эзотеризм Востока[20][21][22]. Учение, авторами которого являются Н. К. Рерих и Е. И. Рерих, было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих[23].

По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории[20]). Это общение продолжалось в 1920—1940 годы[18]. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным[24][25]. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо[17][26], дальнейшие записи были получены путём яснослышания[26][27], которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем[28]. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путем яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего[29]. Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей[30], однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:

«Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.»[4]

Мнение почитателей Агни Йоги о контактах Елены Блаватской с Учителями нашло отражение в некоторых современных философских изданиях России. Так, д.ф.н. В. В. Фролов, ответственный секретарь Международного центра Рерихов, в статье «Краткого философского словаря» сообщает:

Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины[31].

Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики»[32] к.ф.н. Л. И. Крашкиной даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:

В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Б.[лаватской] с её Учителем Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии … <…> По поручению Махатм Б.[лаватская] была первым вестником сокровенного знания на Западе[33].

Учение Вознесённых Владык

Учение Вознесённых Владык (англ.)русск. ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование[7][6]. Учение зародилось в 1930 году, когда Гай Баллард (англ.)русск., по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом, одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской[6]. Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает Иисуса, Будду, Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой религиозного движения Я ЕСМЬ (англ.)русск.[6]. Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как «Открытые тайны» и «Магическое присутствие».

Работы Балларда стали основой для Учения Вознесенных Владык, распространяемого такими организациями, как «Мост К Свободе» и «Саммит Лайтхаус». В этих учениях Махатма Мориа также известен как «Чохан Первого Луча». С точки зрения стиля, содержания и интеллектуального уровня книги и учения этих организаций находятся гораздо ближе к текстам Балларда, чем к Письмам Махатм Блаватской или Агни-Йоге. То же самое можно сказать об Учении Вознесенных Владык в целом. Посланники этого учения наделяют Эль Морию теми же качествами, что и ранние поколения теософов, и используют ту же терминологию и символизм. Однако здесь делается акцент на Боге и двойственном мировоззрении и имеется полностью отсутствовавшая в ранней теософии явная склонность выставлять Владык и их имена на передний план.[источник не указан 309 дней]

Считается, что Эль Мориа играл ключевую роль во всех организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык. Говорят, что он призвал Джеральдин Иносэнт, чтобы основать Мост К Свободе[34]; призвал Марка и Элизабет Профет к работе, которая дала жизнь Саммит Лайтхаус и Церкви Вселенской и Торжествующей[35]. Возникающие новые организации также продолжают заявлять, что они получают от него послания[36].

Есть множество книг Учения Вознесённых Владык, в которых заявляется, что они переданы или вдохновлены Эль Морией. Количество этих книг, по утверждениям сторонников учения, делает необходимым их тщательный и осторожный выбор, особенно в свете того факта, что основатель этого направления Елена Блаватская не очень хорошо отзывалась о литературе «ченнелинга». Есть совет, который, как предполагается, передан Эль Морией: «Проверяйте, проверяйте, проверяйте каждую деятельность, в которую вы вкладываете свою веру, и которой даете силу своего внимания, до того, как вы получите несчастливый опыт от слепого принятия за истинное того, что представляется вам видимым или же невидимым»[37].

Литература

  • Из пещер и дебрей Индостана
  • Свидетельства полковника Хенри Олкотта о его встречах с Учителем Морьей
  • Джонстон Ч. «Елена Петровна Блаватская» . «The Theosophical Forum», New York, vol. V, № 12, April, 1900; vol. VI, № 1-3, May, June, July, 1900
  • Чаттерджи М. М. Гималайские Братья — существуют ли они? // Theosophist, Dec., 1883
  • Хансон В. Махатмы и человечество. История переписки А. П. Синнетта с Учителями Гималайского Братства. — Магнитогорск, 1995. — 592 с.
  • Besant A., Leadbeater C. W. Man: How, Whence, and Whither? — Adyar, India: Theosophical Publishing House, 1913.
  • Учителя и Путь = Leadbeater C. W. The Masters and the Path.— Adyar, Madras, India: Theosophical Publishing House, 1925.
  • Профет М.Л., Профет Э.К. Владыки и их обители. — М-Аква, 2006. — 592 с.
  • Цветы Мории. — Берлин: Слово, 1921. (Сборник стихотворений)
  • Шамбала сияющая / МЦР, 1994. — 104 с.
  • Учителя / Мудрость веков. — М.: МЦР, 1996.
  • Рудзитис Р. Братство Святого Грааля. — Мн., 2004. — 304 с.
Книги, автором которых называется Махатма Мориа или Эль Мория
  • Письма Махатм. — Самара, 1993. — 720 с.
  • Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. Перев. с англ. — М., 1998. — 288 с.
  • Цикл книг Агни-Йоги
  • Эль Мория Чела и Путь. — Лонгфелло, 2006. — 240 с.

Примечания

  1. Koot Hoomi's portrait // Sasson D. Yearning for the New Age: Laura Holloway-Langford and Late Victorian Spirituality.— Indiana University Press, 2012.— с. 142—144.— ISBN 9780253001771
    «Hermann Schmiechen was a German painter living in London who had joined the Theosophical Society. He agreed to take part in a „psychical experiment“ to see if images could be transferred to his mind from those who had seen the Masters...»
  2. 16.01.1935 Е. И. Рерих М. Е. Тарасову:
    «Владыка М., Владыка Шамбалы и Владыка Майтрейя — Единая Индивидуальность… Владыка Мира есть Владыка Мориа»
  3. 12.09.1934 Е. И. Рерих М. Л. Никитину:
    «Владыка М., Владыка Шамбалы, сейчас именно Водитель и Правитель нашей планеты»
  4. ↑ Письмо Е. И. Рерих — В. М. Сеплевенко от 4 ноября 1935 г. / Письма Е. И. Рерих. Том 3 (1935). МЦР, 2001.
  5. 24.07.1935 Е. И. Рерих З. Г. и М. Лихтманам
  6. ↑ I AM movement  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  7. ↑ стр. 330
  8. 1 2 Jenkins P. (англ.)русск. Mystics and Messiahs. — New York: Oxford University Press, 2000.— с.41—42.
  9. Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование).— СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. — 432 c. ISBN 978-5-288-04705-3
  10. Reminiscences of H.P.Blavatsky and «The Secret Doctrine». — London: Theosophical Publishing Society; New York: The Path, 1893. — P. 56-58
  11. Hall M. P. «The Russian Sphinx» in The Phoenix.— Los Angeles: The Philosophical Research Society, 1995.— с. 115.
  12. Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. Перев. с англ.— М., 2002. — С.221
  13. Список коллекций рукописей и архивов — М-N / Официальный сайт Британской библиотеки
  14. ↑ От редакции // «Чаша Востока». Избранные письма махатм. Сайт издательства «Лигатма»
  15. Johnson P. K. Initiates of Theosophical Masters.— Albany, New York: State University of New York Press, 1995.
  16. Е. П. Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В. П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву.. — СПб., 1893.
  17. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  18. ↑ Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  19. В различных источниках встречаются разные определения Живой этики —
    • духовно-нравственное учение — Живая Этика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
    • нравственно-духовное учение — Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.— ISBN 5-02-013025-7,
    • духовно-философское учение — Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004,
    • философско-этическое учение — § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
    • Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. — 573 pp.(Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 9789004136380, ISBN 900413638X. — c.103.
      «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
    • религиозное направление, основанное на восточных религиозных течениях — (Krawchuk A. Religious life in Ukraine: Continuity and change. // Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 26 июля 2011.
      «Eastern-based religious orientations, such as Krishna Consciousness, Transcendental Meditation, and the so-called Agni Yoga „Living Ethic“ of the followers of the Hindu-inspired teachings of the Russian thinker Nicolai Rerich»)
    • и т. д.
  20. ↑ Живая Этика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  21. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с.
  22. Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.
  23. Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  24. — Ряд исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование).— СПб.: рецензия)
    • Jenkins P. (англ.)русск. Mystics and Messiahs.— New York: Oxford University Press, 2000.— c.41—42.
      — Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
    • Введение / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.— 272 с.— c.12—13
  25. Рецензия на книгу. А. И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование // Вестник ПСТГУ.— М.: ПСТГУ, 2009.— с.81-86
  26. ↑ Предисловие / Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920—1923.— М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
  27. «Откровение от „Сферы“». Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.: МЦР. — Т.3. — С.470 — 493.
    • Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1. — М.: МАГ, Прологъ. 2007. — 240 с. ISBN 978-5-9900704-6-2 (т.1), ISBN 978-5-9900704-5-5. Предисловие.
    • Рерих Е. И. Письма. Т.3. М., 2001, с. 653 Письмо от 18.11.1935 Рихарду Рудзитису «АВТОР книг САМ ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА М. Я слышу и записываю, также и Н. К. [Н. К. Рерих]»
  28. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 [Письмо Е. И. Рерих — А. М. Асееву от 15.10.1935]
    «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен».
  29. «Откровение от „Сферы“» (опубликована в сборнике «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.:МЦР. — Т.3. — С.470 — 493)
  30. Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001. Письмо к А. М. Асееву от 6 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам от 20 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к американским сотрудникам 2 августа 1935 г.
    • Там же. Письмо к А. М. Асееву 7 декабря 1935 г.
    • Там же. Письмо к Ф.Грант от 12 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам 2 августа 1935 г.
    • Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922—1934. М., 1998. Дневниковая запись от 13.VI.26
  31. Блаватская Елена Петровна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  32. О том, что к.ф.н. Л. И. Крашкина, автор статьи о Е. П. Блаватской в словаре «Русская философия», является сторонницей учения Агни Йоги, свидетельствуют следующие источники:
    • Категории добра и зла в книгах Живой Этики  (рус.). Рериховские Чтения. Материалы международной конференции 1997. Архивировано из первоисточника 10 июня 2012. Проверено 10 июня 2012.
    • Путляева Л. В. Международная конференция, посвящённая учению «Живой этики» (рус.) // Архивировано из первоисточника 2012-06-10.
    • Крашкина Л. И. Образ России в философии Серебряного века и в творчестве Н.К. и Е.И. Рерихов. Электронная версия журнала «Новая Эпоха», №3 (11) 1996. — «Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией «Живой Этики», которая может и должна стать новой идеологией будущей России.»  Архивировано из первоисточника 23 июля 2012. Проверено 23 июля 2012.
    • Письмо г. Энтину относительно публикации дневников Е. И. Рерих. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012. Проверено 26 июля 2012.
    • Письмо в издательство «Сфера» относительно публикации дневников Е. И. Рерих. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012. Проверено 26 июля 2012.
  33. Блаватская Елена Петровна / Л. И. Крашкина // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.— 656 с. Архивировано из первоисточника 2012-06-10.
  34. The Bridge to Freedom Journal Book 1 1952. Reprinted: Mount Shasta, California: The Ascended Master Teaching Foundation, 1989.
  35. Elizabeth Clare Prophet, "I’m Stumping for the Coming Revolution in Higher Consciousness, " Audio-tape no. A7945, (Corwin Springs MT: The Summit Lighthouse, 1979.
  36. The Hearts Center of David C. Lewis  (англ.)
  37. См. отдел «The Reliability of a Channeled Message» (Достоверность переданного послания)  (англ.)

Эль Мория.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01