Эрколе Строцци |
Ercole Strozzi |
Дата рождения: |
2 сентября 1473(1473-09-02)
|
Место рождения: |
Феррара
|
Дата смерти: |
6 июня 1508(1508-06-06) (34 года)
|
Место смерти: |
Феррара
|
Язык произведений: |
итальянский, латынь
|
|
Эрколе Строцци (1473—1508) — итальянский поэт эпохи Ренессанса, чьё загадочное убийство было связано с интригами при дворе Лукреции Борджиа и её третьего мужа Альфонсо д'Эсте. Писал латинские элегии, продолжая традиции Понтано и своего отца Тито Веспасиано Строцци, в итальянских произведениях вдохновлялся школой Петрарки.
Биография
Был сыном известного гуманиста Тито Веспасиано Строцци и двоюродным братом Маттео Боярдо, автора «Неистового Роланда».
Унаследовал за отцом должность феррарского судьи Двенадцати Мудрецов, отказавшись от неё, впрочем, через несколько месяцев. Как отмечали, в стихах превзошел отца. Его современники записывали его в число лучших поэтов своей эпохи. В литературном отношении был учеником Альдо Мануцио, а также Альберто Пио да Карпи; был другом Пьетро Бембо, Паоло Джовио и Лудовико Ариосто (возможно, еще с детства, когда они в 1486-1489 гг. вместе посещали уроки гуманиста Луки Рипа) и конфидентом Лукреции Борджиа. Строцци входил в эскорт, который доставил Лукрецию, еще невесту, из Рима в Феррару и быстро с ней подружился, став поверенным в её переписке[1]. Именно он познакомил Бембо с Лукрецией, его будущей возлюбленной, а потом, когда они разлучились, стал посредником в их переписке. В 1502 году сопровождал её в поездку в Венецию «за покупками».
От отца ему досталась вилла Остеллато, подаренная Строцци герцогом д'Эсте, которая прежде входила в их охотничьи угодья.
Был хромым и ходил с костылём (lo zopo dei Strozzi — «калека Строцци»), но всеми отмечалось его невероятное обаяние и навык обращения с женщинами. Имел двоих внебрачных детей — Тириницию и Романо (от неизвестных женщин), затем стал любовником Барбары Торелли, уведя её от мужа Эрколе Бентивольо. Она родила ему внебрачного сына Чезаре и дочь Джулию. После смерти её мужа он обвенчался с Барбарой, через 13 дней после свадьбы был убит.
Убийство
Свадьба состоялась 24 мая 1508 года. Некоторые указывают, что венчание состоялось через два дня после разрешения Барбары от бремени дочерью[2]. Строцци погиб через 13 дней после свадьбы от руки убийцы. Он был найден на углу улиц Виа Савонарола и Праисоло рядом с церковью Святого Франческо в Ферраре перед домом Каза Ромеи (где спустя несколько лет Лукреция Борджиа оснует монастырь Сан Бернардино), залитым кровью из-за 22 ударов кинжалом, завернутым в собственный плащ и с вырванными волосами.
Церковь Святого Франциска, Феррара
Мемориальная табличка на месте убийства Эрколе
Версий убийства выдвигают много:
- по приказу Альфонсо д'Эсте, третьего мужа Лукреции Борджиа, ревновавшего её к Строцци (или же бывшим любовником, вариант — отвергнутым поклонником самой Барбары[3]), или же решившему устранить человека, способствовавшего переписке Лукреции с любовниками;
- по приказу Лукреции из ревности к Барбаре или же из её опасений, что он выдаст её переписку с Пьетро Бембо, а затем с Франческо II Гонзага, которой способствовал[4];
- по приказу Джан Галеано Сфорца из Пезаро, женатого на старшей дочери Барбары Строцци и покойного Эрколе Бентивольо, вдобавок, приходившегося последнему племянником. В этом случае непосредственным исполнителем становится Алессандро Пио, сын Элеоноры Бентивольо, сестры Эрколе Бентивольо.
- из-за политической деятельности Эрколе, поскольку налоги, введенные советом 12, были крайне непопулярны.
Вдова Эрколе, Барбара Торелли писала 17 марта 1509 к Франческо Гонзага, покровителю своей дочери Джулии, что она склоняется к предпоследней из этих гипотез.
Тем не менее, кто бы ни совершил убийство, все признавались, что в любом случае оно совершено с попустительства феррарского герцога, о чем свидетельством стало полное отсутствие расследование преступления:
«В ярости от счастья, выпавшего Барбаре и от благ, которые достанутся её детям, Эрколе токнул к мести Джан Галеано Сфорца, мужа одной из его дочерей. Они решили причинить боль Барбаре посредством её возлюбленного. Исполнителем, возможно, был выбран Алессандро Пио, муж Анжелы Борджиа. Он имел связи с Масино дель Форно, шпионом, который незадолго до этого пытался заманить Гонзага в ловушку и вполне мог бы быть автором убийства Строцци. Но нельзя обвинить этого человека, не вытащив на свет при этом специальных услуг, которых он оказывал герцогу д’Эсте. Неизбежным было, что Альфонсо узнал о проекте убийства Строцци. Но он мог только дать одобрение этому плану. Убийство Строцци освобождало его от шпиона, работавшего на маркиза Мантуи и в то же время прерывало — ликвидацией посредника — любовную переписку между Лукрецией и Франческо Гонзага. Несколько лет спустя Паоло Джовио напишет, что было общеизвестно, что судья не захотел узнавать, кто был виноват.»[5]
|
По указаниям учёных, на мотивы герцога Феррарского могло повлиять и следующее письмо. В письме маркизы Мантуи к Альфонсо д’Эсте, датированным 15 августа 1507 года, Изабелла пишет своему брату, что хотя она верит в благие намерения Эрколе Строцци, она рекомендует Альфонсо не сообщать ему тайны, потому что «зять мессера Эрколе Уберто дельи Уберти, который является величайшим мошенником в этом городе и моим личным врагом, приезжает часто в Феррару шпионить и останавливается у Строцци»[6]. Юлий II в 1510 году на аудиенции, данной феррарскому послу Руини, бросил ему в лицо обвинения[7] — впрочем, этот папа воевал с герцогом Альфонсо всю жизнь и страстно его ненавидел.
Великолепная церемония погребения прошла в соборе Феррары. Речь на похоронах Строцци произнёс Челио Калканини (Celio Calcagnini)[8] Как и его отец, Эрколе погребен в церкви Санта Мария дель Вальдо в Ферраре.
Когда через 2 дня после убийства герцог Альфонсо не предпринял ничего для его расследования, Барбара вместе с двумя братьями покойного, Гвидо и Лоренцо, отправилась в Мантую, чтобы попросить Франческо II Гонзаго, мужа Изабеллы д’Эсте, о помощи, который, впрочем, также ничего не предпринял[1].
Произведения
Творчество Эрколе Строцци является плодом утончённой придворной культуры.
- Незаконченная поэма его отца, восхваляющая герцога Борсо д'Эсте, также не была доведена до конца Эрколе
- 5 сонетов на итальянском языке, каковой вульгарный язык он использовал, чтобы они были понятны его любимой Барбаре
- «Venatio», поэма Эрколе Строцци, посвященная Лукреции Борджии, описывается вымышленная охота, которую устраивает Карл VIII Французский в честь Чезаре Борджиа в то время, когда большинство христиан готовится к вторжению в Италию. Королю составляют компанию Ипполито д’Эсте, Галеаццо да Сан Северино и Никколо да Корреджио, а также Марулло, Бембо, Тебальдео, Понтано, отца автора — Тито Строцци, Тимтео Бенедетти, Джованни Пико и Джан Франческо Пико, а также молодого Ариосто, который витает в облаках, размышляя о своих эротических элегиях и сокровищах фей.
Pardalus et Tygris, thressa haec, gorynius ille,
Ambo animis cursuque pares, postrema tenebant;
Quos piger extremos, Areoste, emittis, ademptam
Dum tibu Pasiphilen turpu undignaris ab Hemo,
Divisusque alio mentem, committere tristeis
Inremperstivis elegis meditaris amores.
- Скорбное стихотворение Эрколе Строцци о Чезаре Борджа, по мнению исследователей, производящее сегодня комическое впечатление: «Слышится жалобная речь Ромы, связавшей все свои надежды с испанскими папами Каликстом III и Александром VI, а после видевшей в Чезаре провиденциальную личность, история которой пересказывается вплоть до падения в 1503 г. Тогда поэт вопрошает музу, какова в настоящий момент воля богов, и Эрато рассказывает: на Олимпе Паллада приняла сторону испанцев, а Венера итальянцев; обе охватили руками колени Юпитера, после чего тот их поцеловал, ободрил и отговорился тем, что бессилен против судьбы, вытканной Парками, однако божественное обетование будет исполнено ребенком из дома Эсте-Борджа. Рассказав увлекательную историю обоих родов, Юпитер клятвенно заверяет, что также мало способен наделить Чезаре бессмертием, как некогда, несмотря на величайшие ходатайства, Мемнона или Ахилла. Наконец, в утешение он говорит, что прежде Чезаре еще погубит немалое количество людей на войне. Тогда Марс отправляется в Неаполь и подготовляет здесь войну и раздоры, Паллада же спешит в Непии является там больному Чезаре в облике Александра VI. После строгих внушений и наставлений относительно того, чтобы смириться и удовольствоваться славой своего имени, папская богиня скрывается с глаз, „как птица“»[9].
- Комедия, поставленная в 1493 году в палаццо Строцци (не сохранилась)
- «Virgo salutiferi genitrix»[10] — текст известного церковного песнопения 16 века композитора Жоскена Депре, как недавно доказано Эдвардом Ловинским, обнаружившим текст в сборнике, было написано Эрколе Строцци и опубликовано в 1513. г.[11]
- Strozzi Poetae Pater et Filius — издание трудов Эрколе и его отца Тито Веспасиано, включавшее Elegie latine, осуществлено в Венеции в 1513 году силами знаменитого издателя Альда Мануция, собственными силами осуществившего редактуру книги, которую он посвятил Лукреции Борджиа, включив в неё свою собственную поэтическую эпитафию, посвященную Эрколе и справку об его убийстве. Второе издание той же книги состоялось в Париже в 1530 г. Simon Colinaeus.
В произведениях других авторов
- Строцци один из собеседников в диалоге его современника Пьетро Бембо «Рассуждения в прозе о народном языке» (1525).
- Ариосто посвятил ему сонет, написанный по случаю смерти другого поэта, Микеле Марулло
- Сонет «На смерть супруга», традиционно считающийся произведением его вдовы Барбары Торелли, возможно, написан не ею, а более поздним поэтом Джироламо Баруффальди (1675—1755) c целью придания бо́льшей драматичности истории гибели её супруга[12], то есть является результатом фальсификации.
- Латинские эпитафии на смерть Строцци написали Ариосто и Бембо (Carmina XXX).
Примечания
- ↑ Carol Kidwell. Pietro Bembo: lover, linguist, cardinal
- Pierio Valeriano, Julia Haig Gaisser. Pierio Valeriano on the ill fortune of learned men
- Robert de La Sizeranne. Celebrities of the Italian Renaissance in Florence and in the Louvre
- Ferdinand Gregorovius. Lucretia Borgia
- Iván Cloulas. Los Borgias)
- http://library.albany.edu/preservation/brittle_bks/Gardner_Ariosto/chpt2.pdf
- Ercole Strozzi
- Jervis Wegg. Richard Pace
- Новолатинская поэзия
- Edward E. Lowinsky. The Medici Codex of 1518, Volume 1: Historical Introduction and Commentary
- Lewis Lockwood. Music in Renaissance Ferrara 1400—1505: The Creation of a Musical Center
- Le Donne nella Storia Letteraria Italiana
Источники
- Memorie istoriche di letterati ferraresi, Volume 1