26-05-2023
Эстонская Ингерманландия | ||||||||||
Другие названия |
(эст.) Eesti Ingeri; (фин.) Viron Inkeri, (швед.) Estniska Ingermanland |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Период |
1920 год — настоящее время |
|||||||||
Площадь |
300 км2 |
|||||||||
|
||||||||||
Государства на территории: | ||||||||||
|
Эсто́нская Ингерманла́ндия (эст. Eesti Ingeri, фин. Viron Inkeri, швед. Estniska Ingermanland) — исторический и этнокультурный регион, расположенный на западе Кингисеппского района Ленинградской области.
Содержание |
Регион представляет собой территорию шириной 15—20 километров, вытянутую с севера на юг вдоль границы с Эстонией по реке Нарва, ограниченную Финским заливом на севере, и Нарвским водохранилищем на юге (до строительства водохранилища (1950—1955) рекой Щучка).
2 февраля 1920 года в городе Тарту был подписан мирный договор между Эстонской Демократической Республикой и РСФСР. Статья III данного договора установила границу по фактически сложившейся линии фронта:
От Нарвского залива в одной версте южнее Дома рыбаков на д. Ропша, далее по речке Мертвицкая, и р. Россонь до д. Илькино, от д. Илькино в одной версте западнее д. Кейкино, в полуверсте западнее д. Извоз на д. Кобыляки, устье р. Щучка…[1]
В результате чего к Эстонии отошла небольшая территория в западной Ингерманландии, ныне известная как Эстонская Ингерманландия, включающая Ивангород, реку Россонь и три волости с 13 деревнями, где проживало около 2000 человек[2][3].
Присоединённые к Эстонии волости на восточном берегу Нарвы (Вяйкюля, Калливере и Кулла), с давних времён населяли народы балтийско-финской группы: ижора, водь и финны-ингерманландцы.
Древнейшим населением Эстонской Ингерманландии являлись православные ижоры. Предположительно их переселение в эти места произошло около 800 лет назад с берегов Ладожского озера. К 1920 году количество ижоры составляло около 900 человек. Они проживали в деревнях Вяйкюля (ныне Венекюля), Саркюля, а также вдоль государственной границы в деревнях Ванхакюля (ныне Ванакюля) и Ханике.
Предки финнов-ингерманландцев лютеранского вероисповедания, переселились в Эстонскую Ингерманландию около 300 лет назад из окрестностей Выборга, из прихода Сяккиярви-Виролахти. Ингерманландцев насчитывалось около 700 человек. Они проживали в самой большой деревне — Калливиере (ныне Калливере), а также в деревнях Рякяля (сейчас одноимённое урочище), Арсия, Кулла, Раякюля и Алакюля. Деревни Раякюля и Алакюля были построены в лесу на осушенных болотах уже после образования государственной границы. Наряду ними возникли ещё несколько ингерманландских хуторов, названных: Ууси Арсия (Новая Арсия), Ууси Фётермаа (Новая Фёдоровка) и Ууси Ропсу (Новая Ропша).
Одна деревня в Эстонской Ингерманландии была полностью русской, это деревня Карстала (Коростель), расположенная на берегу реки Россонь, между деревнями Калливере и Вяйкюля. Вторая часть деревни, лежащая на противоположном берегу Россони, называлась Горка. Всего русских в Эстонской Ингерманландии насчитывалось около 200 человек.
Эстонцев в Эстонской Ингерманландии было не больше чем русских, также около 200 человек. Они служили в пограничной страже, школьными учителями и занимались сельским хозяйством.
Представителей православного народа водь в Эстонской Ингерманландии проживало несколько семей.
В Эстонской Ингерманландии использовались ижорский, ингерманландский финский, а также стандартные эстонский и финский языки. В деревнях Ванакюля, Венекюля и Сааркюля преобладал местный ижорский говор, относящийся к южным говорам нижнелужского диалекта, в Калливере преобладал местный финский говор, близкий к ингерманландским финским говорам Кургальского полуострова. Русскоязычной деревней была Коростель. В довоенные годы язык и культуру эстонских ингерманландцев приезжали изучать финские исследователи Лаури Кеттунен (Lauri Kettunen) и Марти Хаавио (Martti Haavio), эстонский исследователь Юлиус Мягисте (Julius Mägiste). В послевоенные годы исследованием россоньских говоров занимались эстонские исследователи Арво Лаанест (Arvo Laanest) и Пауль Аристе (Paul Ariste).
Образование в Эстонской Ингерманландии можно было получить на трёх языках, работали финские, эстонские и русские школы. Как правило, ижорские дети получали образование на эстонском языке.
Основной доход население Эстонской Ингерманландии получало от земледелия, но также было развито рыболовство и сезонный сбор ягод и грибов. Рынок сбыта сельскохозяйственный продукции находился в Ивангороде и курортном городке Нарва-Йыэсуу.
Единственным общественным транспортом был пароход «Ingerman». В летнее время он курсировал по рекам Россонь и Нарва по маршруту: Ванакюля — Нарва-Йыэсуу — Ивангород и обратно.
Лютеране Эстонской Ингерманландии до 1920 года, являлись прихожанами церкви Ингрии, прихода Нарвуси с центром в деревне Большое Кузёмкино, но после подписания Тартуского мирного договора, граница разделила не только семьи и деревни (например деревню Кулла), но даже отдельные деревенские дома, а кирха оказалась на территории РСФСР в 3 км от государственной границы. Часть жителей Эстонской Ингерманландии могла посещать её, но только до полного закрытия границы с СССР в 1922 году.
До конца 1920-х годов ближайшая действующая кирха находилась в Нарве (финско-шведская кирха св. Михаила). Ещё был молитвенный дом в деревне Калливиере, но он был ветхий и представлял собой одноэтажный бревенчатый сруб с небольшими окнами. В связи с этим в 1930 году на пожертвования жителей Эстонской Ингерманландии и средства собраные Морским миссионерским обществом Финляндии в Хельсинки, по проекту архитектора Н. В. Шевелёва было начато строительство новой кирхи в деревне Калливиере. Место для строительства было выбрано между деревнями Ванакюла (Илькино) и Калливиере, где до этого уже были выстроены здания: школы, пограничной комендатуры и почтового агентства. 25 октября 1931 года состоялось торжественное освящение кирхи, в присутствии иерархов Финской и Эстонской евангелическо-лютеранских церквей.
Пасторами в Калливиере служили: Хеллэ Калерво Эрвиё (1930—1937) и Рейно Юлёнен (1938—1940).
Кирха отправляла службы до 1940 года и была закрыта после вхождения Эстонской Ингерманландии в состав СССР, затем она была разобрана и перевезена в деревню Венкуль. Там её использовали под клуб, избу-читальню, а позднее под склад сельхозпродукции. В 1970-е годы здание кирхи сгорело[4][5].
Территория Эстонской Ингерманландии
|
|
|
|
|
Деревня Калливиере. 1930-е гг.
Деревня Ванакюля. 1930-е гг.
Финская школа в Калливиере. 1930-е гг.
|
|
|
Это заготовка статьи об Ингерманландии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Эстонская Ингерманландия.