17-07-2023
Анна Яблонская | |
Имя при рождении: |
Анна Григорьевна Яблонская |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: | |
Язык произведений: | |
А́нна Ябло́нская (псевдоним по девичьей фамилии, укр. Га́нна Ябло́нська; в замужестве — А́нна Григо́рьевна Машу́тина, укр. Ганна Григо́рівна Машу́тіна; 20 июля 1981, Одесса — 24 января 2011, аэропорт Домодедово) — украинский русскоязычный драматург, поэт, прозаик, публицист.
Содержание |
Анна родилась в городе Одессе в семье ветеринарного врача[1], а затем журналиста, фельетониста Григория Эммануиловича Яблонского (р. 23 января 1939 года)[2] — автора многочисленных афоризмов, начавшего печататься ещё в СССР в «Литературной газете», и издающегося до нашего времени (соавтор 32-го тома «Одесский юмор» «Антологии сатиры и юмора России ХХ века»[3][4]).
Училась в 29-й школе Одессы (ныне 9-я гимназия), со сцены актового зала которой читала свои первые стихи[5]. Впоследствии лучшие из них стал публиковать одесский журнал «Фонтан», а в 1995 году, когда Ане было ещё 14 лет, вышел из печати и первый авторский сборник её стихов. В мае 1997 года, Анна участвовала во впервые проводившемся на Украине конкурсе «Мисс пресса». Статье, написанной сразу после конкурса, одиннадцатиклассница дала неоднозначное название «Первый прыжок» (призом был прыжок с парашютом)[6]. Стихи Яблонской печатались также в «Дерибасовской-Ришельевской» и другой одесской периодике.
Погибла в результате террористического акта в аэропорту «Домодедово»[7][8].
Была замужем за Артёмом Владимировичем Машутиным; осталась дочь[9][5].
Похоронена 28 января 2011 года на Таировском кладбище г. Одессы[5].
Со школьных лет Анна проявила интерес к драматургии и сцене. Режиссёр театра-студии «Тур де Форс» Наталья Князева, в котором Анна выступала ещё школьницей, стала и постановщицей её пьесы «Дверь»[5].
На апрель 2011 года планировалась постановка одного из спектаклей Анны Яблонской в театре Royal Court[10][11]. Приехав в связи с этим в июле 2010 года в Лондон[12], она посетила около 20 спектаклей в разных театрах, включая Национальный театр и Old Vic. На читке своей пьесы в Royal Court она встречалась с драматургами Марком Равенхиллом, Дэвидом Хэйром, Мартином Кримпом, а позже и с Кэрилл Чёрчилл[13].
В статье в английской «The Guardian» Наталия Антонова отметила, что Анна была очень современным драматургом; тематика многих её пьес — семейная жизнь, любовь и секс. Однако при этом она «никогда не стремилась шокировать зрителей; её тексты были изящны, феминистичны, но не открыто политичны»[10].
В театрах Петербурга состоялось несколько постановок её пьес. Режиссёр Антон Милочкин, поставивший «Видеокамеру» в театре на Галерной, по словам самой Анны, «окончательно примирил» её с Петербургом. Последний раз Анна была в Питере в начале декабря 2010 года, куда летала на читку «Язычников»[14]. Город на Неве стал для неё и последним из числа тех, которые она посетила в своей жизни.
Пьесе «Язычники» была присуждена премия «Искусство кино», вручение которой пришлось на день гибели Анны. За месяц до того она должна была вылететь в Москву на сдачу этой пьесы, но нелётная погода не позволила, и 17 декабря 2010 года Анна посетовала:
это всегда так происходит. сегодня в Москве сдача Язычников в ДОКЕ. И сегодня в Одессе (именно сегодня!) — снегопад, метель, ветер, нулевая видимость, и аэропорт закрыт. |
После гибели Анны многие отметили[4] единственную фразу, которую она записала в своём дневнике за месяц до смерти:
Мне кажется, у меня осталось очень мало времени[15] |
Критик Павел Руднев отметил, что Яблонская, хоть и одесситка по месту жительства, «к счастью, лишена дурного одесситства в стиле письма и мировоззрении». Это помогло ей раскрыть в своей пьесе «Видеокамера» конфликт общества эпохи потребления с прозревшим человеком, внезапно выпавшим из законов этого общества — «Идеально работающая японская техника не фиксирует сочной радости жизни, тем более если этой радости в самом деле не существует». Ссылаясь на то, что большая часть её пьес ставится не на Украине, а в России, критик называет Яблонскую одной из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме.[16]. Эта же мысль развивается и в другой рецензии: У нас сегодня очень сильная женская ветвь современной пьесы, и это очень жесткая, несентиментальная её часть, и Аня была вдохновителем, лидером этой ветви[11].
В обзоре пьес, представленных на драматургический конкурс «Евразия-2008» (Екатеринбург) было отмечено, что «Видеокамера» Яблонской — написанная белым стихом «притча об ускользающем времени» — достигает «философских высот, редко являющихся в натуралистических опытах современной пьесы», благодаря которым занимает место в ряду большинства евразийских пьес, типичной чертой которых является философская настройка, обобщение документальной реальности в более плотных, архетипических образах.
Лауреат международного драматургического конкурса «Премьера» (Международного конкурса молодых драматургов «Премьера-2005») («Монодиалоги», 2-е место в номинации «Авторская пьеса»)[17], лауреат Международного конкурса драматургов «Евразия-2006» («Космос», 2-е место в номинации «Пьеса на свободную тему»)[18] , лауреат Международного конкурса драматургов «Евразия-2008» («Видеокамера» и "Выход к морю", 3-е место в номинации «Пьеса на свободную тему»), луареат III международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» (Минск, 2007—2008) — специальный приз жюри за пьесу «Видеокамера», лауреат IV международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» (Минск, 2008—2009) — приз журнала «Современная драматургия» за пьесу «Пустошь», призер фестиваля негосударственных театров «Курбалесия-2009» — приз за лучшую драматургию (пьеса «Лодочник»). Лонг-листер премии «Дебют» в номинации «Литературная критика» (2004), драматургического конкурса «Евразия-2005» (Екатеринбург)[19].
В составе театра «Tour de Force» получила 4 Гран-при: 1999 — спектакль «Эдит Пиаф — иллюзия реальности» фестиваль «Рампа-99» (Украина, Днепропетровск) 2003 — спектакль «Музей Любви» фестиваль «Рампа-2003» (Украина, Днепропетровск) 2004 — спектакль «Безумный влюбленный» фестиваль «Театральная легенда» (Украина, Краматорск) 2004 — спектакль «Крик или в ожидании Ангела Любви» международный театральный фестиваль (Польша, г. Олецко).
Анна Яблонская написала более двух десятков пьес, среди которых «Отсутствие мотивации» (трилогия, не закончена), «Видеокамера», «Консьержка», «Бермудский квадрат», «Где-то и около», «Дверь», «Дюймовочка и мотылёк», «Заброшенное радио» и др. Многие из них были поставлены на сценах Петербурга, Москвы, Одессы, Екатеринбурга. Публиковалась в альманахе «ОМК», журнале «Октябрь»[20][21], в интернет-журнале молодых писателей «Пролог» и на других веб-ресурсах.
В http://silkhat.livejournal.com/2008/10/05/ В 2008 году интернет-журнал «Пролог» опубликовал, в числе других произведений молодых русскоязычных литераторов, проживающих за пределами России, подборку стихов[23] Анны, предоставленную ЮРСП.
|
Яблонская, Анна.