Lt304888.ru

Туристические услуги

Яковенко, Борис Валентинович

07-07-2023

Борис Валентинович Яковенко
Дата рождения:

4 июня 1884(1884-06-04)

Место рождения:

Тверь

Дата смерти:

16 января 1948(1948-01-16) (63 года)

Место смерти:

Прага

Направление:

неокантианство

Оказавшие влияние:

В. Виндельбанд, Г. Риккерт

Борис Валентинович Яковенко (23 мая (4 июня)1884, Тверь16 января 1949, Прага) — русский философ, историк русской философской мысли, публицист.

Содержание

Биография

Яковенко окончил классическую гимназию в Петербурге (1903)[1], учился во Франции — в Сорбонне и Свободном русском университете, затем поступил в Московский университет (1903-1905)[2]. В 1905 году участвовал в революционном движении, был арестован. После освобождения в 1906 году уехал за границу и продолжил учёбу в Германии (1906—1908). В Гейдельберге ему преподаёт В. Виндельбанд, а в ФрейбургеГ. Риккерт.

С 1908 года сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии». Вернувшись в 1910 году в Россию, совместно с С.И. Гессеном и Ф.А. Степуном создал русское отделение международного ежегодника по философии культуры «Логос», которое редактировал в 19121914 годах.[3] В 1912 году снова арестовывается за связь с эсеровской организацией. С 1913 года за границей — сначала в Италии (по 1924) и Германии (1922-1929), затем переезжает по приглашению Т.Г. Масарика в Прагу.[2] Здесь до 1939 года редактировал журнал «Der Russische Gedanke» («Русская мысль») и отдельные тома «Bibliotheque Internationale do Philosophie» («Международная библиотека философии»). В 1938 году на чешском языке вышла его «История русской философии», а в 1940-м на немецком – «История гегельянства в России».

Вклад

Основу философских воззрений Яковенко составило неокантианство, но в значительно трансформированном виде: сам он называл их критическим или трансцендентальным интуитивизмом. Он последовательно критикует религиозную линию в русской философии, полемизируя с Н. Бердяевым, В. Эрном, С. Булгаковым и другими.[1] Также Яковенко известен как автор работ, посвящённых критическому анализу воззрений Э. Гуссерля, Г. Когена, С. Маймона, И. Фихте, истории русской философии. Вместе с тем, выступает за разнообразие философских систем, поскольку они не только не дезориентируют, не истощают философскую мысль, а напротив, обогащают её.[3] Цель философии, по Яковенко, заключается в обнаружении смыслов жизни, в постижении сущего во всех его проявлениях:

Мы гораздо более эпигоны, чем великие послекантианцы, ибо именно по отношению к нам был прав Виндельбанд, когда говорил, что после Канта не было ничего создано принципиально нового. Характернее всего, однако, что это эпигонство обнаруживается на самом Виндельбанде. В разрешении исходного пункта и границы гносеологии мы должны выйти из пределов кантовской философии и таким образом перестать быть эпигонами...

Яковенко видит выход из сложившейся ситуации в онтологии.[4] Собственное бытие вещи следует познавать не трансцендентно, не за пределами познания, а имманентно, внутри процессов познания. По мнению Яковенко, такой подход позволяет преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания.[2]

Сочинения

  • К критике теории познания Г.Риккерта.//Вопросы философии и психологии, 1908, т. 93
  • Теоретическая философия Г.Когена.//Логос, 1910, кн. 1
  • О логосе.//Логос, 1911, кн. 1
  • Что такое философия? Введение в трансцендентализм.//Логос, 1911—12, кн. 2, 3
  • О сущности прагматизма.//Труды и дни, 1912, № 2
  • Имманентный трансцендентализм, трансцендентальная имманентность и дуализм вообще.//Логос, 1912—13, кн. 1, 2
  • Современная американская философия.//Логос, 1913, кн. 3, 4
  • Философия Эд.Гуссерля.//Новые идеи в философии, сб. 3. СПб, 1913
  • Философия Вильгельма Шуппе. 1913
  • Учение Риккерта о сущности философии.//Вопросы философии и психологии, 1913, т. 119
  • Путь философского познания.//Вопросы философии и психологии, 1914, т. 122
  • Вильгельм Виндельбанд.//Вопросы философии и психологии, 1916, т. 132
  • Основная идея теоретической философии И.Г. Фихте.//Вопросы философии и психологии, 1916, т. 135
  • Философия большевизма. Берлин, 1921
  • Очерки американской философии. Берлин, 1922
  • Очерки русской философии. Берлин, 1922
  • Десять лет русской философии.//Логос, 1925, кн. 1
  • Мощь философии.//Логос (Прага), 1925, кн. 1
  • La philisophie russe en XX siecle. — Prague, 1935
  • Dejny Ruske filosofie. — Praga, 1939
  • Geschichte des Hegelianismus in Russland. — Praga, 1940

Примечания

  1. ↑ Яковенко, Борис Валентинович. Онлайн-энциклопедия Кругосвет.
  2. ↑ Яковенко Борис Валентинович. Мн.: Книжный Дом, 2003.
  3. 1 2 Философская мысль восточных славян. Биобиблиографический словарь. Киев, 1999.
  4. К 125-летию рождения Ф.А. Степуна и Б.В. Яковенко. Русская христианская гуманитарная академия.

Яковенко, Борис Валентинович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01