26-06-2023
Наталья Яковенко | ||
Наталя Яковенко | ||
Наталья Яковенко |
||
Дата рождения: |
16 октября 1942 (70 лет) |
|
---|---|---|
Место рождения: |
село Апрелевка, Бобринецкий район, Кировоградская область, УССР |
|
Страна: | ||
Научная сфера: | ||
Место работы: | ||
Учёная степень: | ||
Альма-матер: | ||
Награды и премии |
|
Ната́лья Никола́евна Якове́нко (16 октября 1942, село Апрелевка, Бобринецкий район, Кировоградская область, УССР) — историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии.
Содержание |
В 1967 году закончила классическое отделение факультета иностранных языков Львовского университета. В 1970—1981 годах — старший научный сотрудник Центрального государственного исторического архива Украины, 1981—1987 годах — преподаватель Киевского университета, 1987—1991 годах — старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, 1991—1995 годах — заведующая отделом Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины, с 1994 года — доктор исторических наук, с 1995 г. — ведущий научный работник НАН Украины, в то же время с 1992 г. — профессор Киево-Могилянской академии.
В Институте истории Национальной академии наук Украины защитила диссертацию по латиноязычным документам, происходящим с Украины. Позже начала работать как профессиональный историк, начиная с вопросов истории шляхты Речи Посполитой.
Автор свыше 160 трудов, из которых основные:
Её учениками являются Сергей Горин, Игорь Тесленко, Татьяна Григорьева и другие.
В своём интервью в конце 2009 года Наталья Яковенко выступала за дополнение учебных текстов информацией об остальных народах и этносах, которые издавна проживают на территории Украины, чтобы преодолеть чрезмерную нациоцентричность украинских учебников[1].
По её мнению, государственный подход превратился в анахронизм, поскольку главным героем истории она считает общество, а не государство. Поэтому особое внимание должно уделяться изменениям в жизни человека — его быта, семьи, питания, досуга, цивилизационным улучшениям (транспортные изобретения, санитарно-лечебные новации, появление бытовых удобств и т.д)[1].
Восстание 1648 и последующую войну она трактует как «всенародную войну — казацкую революцию», смыслом которых были социальные притязания казачества, стремившегося стать легитимным социальным сословием в Речи Посполитой[1]; Переяславскую раду — как вассалитет, принятие протектората русского царя, то есть властителя великой державы над маленькой[1]; «украинскую революцию» 1917—1918 годов как прямое следствие российской Февральской революции[1]; украинофильское движение — как ответ на официальную идеологию «Православие, Самодержавие, Народность»[1]; Великую Отечественную войну — как советско-немецкую войну[1].
Она против употребления в учебниках истории Украины утверждений про её колониальный и угнетённый статус в составе России и СССР, поскольку украинцы были также этносом с привилегированным статусом и вносили большой вклад в строительство и Российской империи и Советского Союза[1].
Яковенко, Наталия Николаевна.