132-й гвардейский штурмовой орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк
Формирование полка
Приказом НКО СССР 801-й штурмовой авиационный полк «…За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, стойкость и проявленный при этом героизм…» 3 сентября 1943 года преобразован в 132-й гвардейский штурмовой авиационный полк[1][2]
Кузьма Филимонович Белоконь — уже будучи командиром эскадрильи 103 шап, проходил службу в 132-м шап в период с 11.1940 по 07.1941 гг. (227 бап)
Боевые награды полка
Награда
Дата
За что получена
03.09.1943
За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, стойкость и проявленный при этом героизм Приказом НКО СССР № 265 от 03.09.1943 г. полк переименован в 132-й гвардейский штурмовой авиационный полк
-
Приказом НКО СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за доблесть и мужество
-
Приказом НКО СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за доблесть и мужество
Эпизоды
30.08.1941 г. Налет на аэродром Утром 30.08.1941 г. группа Су-2 227 ббап (62 бад, Юго-Западный фронт), под командованием капитана Дятлова налетело на аэродром Белая Церковь в момент, когда на нём стояли в несколько рядов готовые к вылету Ju-88 и Bf-1O9. He дав немецким самолетам подняться, советские летчики уничтожили на аэродроме больше 30 вражеских машин. На обратном пути на подразделение советских бомбардировщиков напали четыре «Мессершмитта». В бою стрелки-радисты сбили две вражеские машины. По немецким данным несколько авиабомб разрушили ремонтную базу вместе с находившимися там машинами. 10 Bf-109F из I. и III./JG3 были уничтожены на аэродроме. Факт удачного для Су-2 воздушного боя немцы не признают, поскольку они несколько дней практически не имели исправных «Мессершмиттов» на данном участке фронта. Источник: Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков. Су-2 на фронтах Великой Отечественной.
Литература
Б. Рычило, М. Морозов Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг // Мир авиации : Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение.. — М., 2003. — В. 32. — № 3. — С. 25 - 28.
Б. Рычило, М. Морозов Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг // Мир авиации : Авиационно-исторический журнал, техническое обозрение.. — М., 2003. — В. 31. — № 2. — С. 25 - 31.
Л. Дударенко, Ю.Г. Перечнев, В.Т. Елисеев и др. Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945. — Москва: Воениздат, 1985. — 598 с.
Хазанов Д. Б. 1941. Битва за небо. От Днепра до Финского залива. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.
Коллектив авторов Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.
Ссылки
Сайт Советская авиация в Отечественной войне 1941—1945 гг.
Боевой состав ВВС
The Luftwaffe, 1933—1945
Журнал Авиация и космонавтика. 2006 год. № 12
Второй мировой войны. Сайт, посвященный истории авиации в период Второй мировой войны
↑Директива Генерального штаба № Орг/10/138919 от 04.09.1943 г.
↑Коллектив авторов Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.