18-10-2023
21-й истребительный авиационный полк | |
Награды: |
|
---|---|
Почётные наименования: |
«Витебский» |
Войска: | |
Род войск: |
истребительная авиация |
Сформирована: |
1938 |
Боевой путь | |
1941: Прибалтика, Новгородская область, Калининская область |
21-й истребительный авиационный полк — воинское подразделение вооружённых СССР в Великой Отечественной войне.
Полк сформирован в 1938 году, принимал участие в Зимней войне
В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 16 июля 1941, с 27 августа 1941 по 27 октября 1941, с 18 декабря 1941 по 26 октября 1942 и с 12 апреля 1943 по 1 мая 1945 года.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродроме в Риге, имея в наличии 65 самолётов И-16 (из них 15 неисправных), в том числе варианты с пушечным вооружением.
Первый налёт немецких бомбардировщиков полком не отражался, поскольку не имелось приказа, однако и потерь после налёта не было. Во время второго налёта истребители были подняты в воздух и по официальным отчётам полка сбили 9 немецких самолётов, при этом полк не понёс потерь, однако 5 самолётов совершили вынужденную посадку из-за нехватки топлива, из них два было разбито. 23-25 июня 1941 года действует в основном над Ригой.
В конце июня 1941 года полк перебазировался из Риги на аэродром Кружки на берегу Западной Двины, продолжал вести боевые действия в Прибалтике.
16 июля 1941 года полк был выведен на переформирование в 14-й запасной авиационный полк. К этому времения в полку осталось 6 самолётов, многие из которых были потеряны на земле. После переформирования полк получил самолёты ЛаГГ-3.
За июнь-июль 1941 года полк по своим отчётам совершил 2366 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 87 самолётов, уничтожил 42 танка, 46 автомашин, 5 бензоцистерн, 14 орудий и много другой боевой техники противника.
C 27 августа 1941 года действует на старо-русском и новгородском направлениях, прикрывая войска 27-й армии в составе 4-й смешанной авиационной дивизии, 27 октября 1941 года вновь выведен на переформирование во 2-й запасной полк (аэродром Саваслейка), приступил к боевым действиям в конце декабря 1941 года, базировался в Удомельском районе, прикрывал войска 4-й ударной армии.
Действовал в интересах 4-й ударной армии, базируясь в Андреаполе, затем в Старой Торопе в августе 1942 действует в районе Ржева затем вошёл в состав 210-й, затем 209-й авиационных дивизий, в составе последней действовал до 26 октября 1942 года, находился в частности на аэродроме Красное, после чего выведен на переформирование и переобучение опять же во 2-й запасной полк. Осенью 1942 года в составе полка действовала отдельная штрафная эскадрилья 3-й воздушной армии.
Получил самолёты Ла-5. Вновь поступил в состав армии 12 апреля 1943 года, действовал на Калининском фронте, в августе 1943 года вошёл в состав 259-й истребительной авиационной дивиизии, в ней и воевал до конца войны над Духовщиной, Невелем, Витебском, Полоцком, Прибалтикой, Восточная Пруссия
В полку имелся именной самолёт «Олег Кошевой», на котором летал командир эскадрильи майор Кудымов.
Всего за годы войны летчики полка сбили 290 самолётов противника.
Награда | Дата | За что получена |
---|---|---|
Витебский | 26.06.1944 | за отличие в боях по прорыву Витебского укрепленного района, а также за овладение Витебском |
Награда | Ф. И.О. | Должность | Звание | Дата награждения | Данные о вылетах | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Афанасьев, Борис Михайлович | заместитель командира эскадрильи | капитан | 28.04.1945 | к моменту представления 367 боевых вылетов, 23 воздушных боя, 8 лично сбитых самолётов и 1 в группе. | - | |
Егоров, Василий Васильевич | командир звена | старший лейтенант | 29.06.1945 | всего 425 боевых вылетов, 73 воздушных боя, 15 лично сбитых самолётов. | - | |
Пушков, Сергей Алексеевич | старший лётчик | младший лейтенант | ??.??.???? | 1 сбитый самолёт | 04.07.1943 совершил таран FW-189, погиб |
21-й истребительный авиационный полк.