18-10-2023
Описание этапа | ||||
---|---|---|---|---|
Дата | 11-12 июня, 2011 | |||
Спонсорское имя | фр. 24 heures du Mans | |||
Место | Ле-Ман, Франция | |||
Трек | Сарте 13,629 км |
|||
Дистанция | круги: 355, 4838,295 км | |||
Погода | сухо → дождь | |||
Поул-позиция | ||||
Пилот | Б. Трелуйе (англ.)русск. | Audi Sport Team Joest | ||
Время | 3'25"738 | |||
Быстрейший круг | ||||
Пилот | А. Лоттерер (англ.)русск. | Audi Sport Team Joest | ||
Время | 3'25"289 (на круге из 355) | |||
Подиум в общем зачёте | ||||
Первый | М. Фасслер | Audi Sport Team Joest | ||
А. Лоттерер (англ.)русск. | ||||
Б. Трелуйе (англ.)русск. | ||||
Второй | С. Бурдэ | Peugeot Sport Total | ||
С. Пажено (англ.)русск. | ||||
П. Лами | ||||
Третий | С. Сарразан | Team Peugeot Total | ||
Ф. Монтаньи | ||||
Н. Минасян | ||||
Победители по классам | ||||
LMP1 | М. Фасслер | Audi Sport Team Joest | ||
А. Лоттерер (англ.)русск. | ||||
Б. Трелуйе (англ.)русск. | ||||
LMP2 | К. Оджей (англ.)русск. | Greaves Motorsport | ||
О. Ломбар | ||||
Т. Кимбер-Смит (англ.)русск. | ||||
GT1 | О. Беретта | Corvette Racing (англ.)русск. | ||
Т. Миллер (фр.)русск. | ||||
А. Гарсия (англ.)русск. | ||||
GT2 | П. Борнхаузер (фр.)русск. | Larbre Compétition (англ.)русск. | ||
Ж. Канал | ||||
Г. Гардель (фр.)русск. |
24 часа Ле-Мана 2011 года (фр. 24 Heures du Mans 2011) — 79-й автомарафон «24 часа Ле-Мана», прошедший 11—12 июня на трассе Сарте неподалёку от города Ле-Ман, Франция. Организатором гонки выступил Западный автомобильный клуб (фр. Automobile Club de l'Ouest, ACO). Гонка 24 часа Ле-Мана года стала третьим этапом Межконтинентального Кубка Ле-Мана 2011 года (англ.)русск.; в качестве этапа автомарафон был включён в Межконтинентальный кубок впервые с 1992 года.
Бенуа Трелуйе (англ.)русск. из команды Audi Sport Team Joest заработал первый за пять лет подиум для Ауди.[1] В результате аварий были разбиты два из трёх болидов Ауди. Но единственный оставшийся Audi R18 TDI под управлением Марселя Фасслере, Андре Лоттерера (англ.)русск. и Бенуа Трелуйе (англ.)русск. бо́льшую часть сдерживали трио Peugeot 908. В итоге их отрыв на финише от ближайших преследователей составил всего 13,8 секунды.
Команда Greaves Motorsport с болидом Zytek Z11N (фр.)русск.—Nissan одержала победу в категории LMP2. Corvette Recing (англ.)русск. стала первой в классе GTE-Pro, а Larbre Compétition (англ.)русск. — среди машин класса GTE-Am.[2]
Непосредственно на трассе гонку посмотрело 249,5 тысяч зрителей, что на 5 % больше по сравнению с 2010 годом.[3] В России гоночный уик-энд был показан общими усилиями каналами «Eurosport» и «Eurosport 2».
Содержание |
Дата | Время (местное) | Событие |
---|---|---|
24 апреля, вс | Тренировочные заезды | |
5 июня, вс | 14:30 – 19:00[5] | Технические и административные проверки и согласования |
6 июня, пн | 09:30 – 18:00[5] | Технические и административные проверки и согласования |
8 июня, ср | 16:00 – 20:00 | Свободная практика |
22:00 – 24:00 | Квалификация 1 | |
9 июня, чт | 19:00 – 21:00 | Квалификация 2 |
22:00 – 24:00 | Квалификация 3 | |
10 июня, пт | с 18:00 | Парад пилотов в центре Ле-Мана |
11 июня, сб | 09:00 – 09:45 | Разминка |
15:00 | Старт 79-й гонки 24 часа Ле-Мана | |
12 июня, вс | 15:00 | Финиш 79-й гонки 24 часа Ле-Мана |
В 2010 году был построен гараж № 56. Допуск на 56 место получает команда, предложившая наиболее интересную техническую новинку. Такой командой в 2011 году стала частная команда Hope Racing, представившая прототип Oreca 01 (англ.)русск., оборудованный гибридной силовой установкой фирмы Lehmann[6] и системой рекуперации кинетической энергии с маховиком.[7]
Автоматические приглашения на 24 часа Ле-Мана 2011 года предоставлены командам, которые показали хорошие результаты на предыдущем Ле-Мане, а также в предыдущем сезоне таких серий как Американская серия Ле-Ман, Серия Ле-Ман, Petit Le Mans и Intercontinental Le Mans Cup (англ.)русск.. Автоматическое приглашение получает также команда, которая собравшая наибольшее количество очков в Michelin Green X Challenge в рамках Cерии Ле-Ман (победа в этом соревновании определяется исходя из экономичности расхода топлива на протяжении каждого соревнования[8]).
Основание приглашения | LM P1 | LM P2 | GT |
---|---|---|---|
1-й в гонке 24 часа Ле-Мана 2010 | Audi Sport North America | Strakka Racing | Team Felbermayr Proton |
2-й в гонке 24 часа Ле-Мана 2010 | Audi Sport Team Joest | OAK Racing | Hankook Team Farnbacher |
1-й в Серии Ле-Ман 2010 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. | RML | Team Felbermayr Proton |
2-й в Серии Ле-Ман 2010 | Signature (фр.)русск.-Plus (фр.)русск. | Strakka Racing | AF Corse |
1-й в Petit Le Mans 2010 | Team Peugeot Total | Patrón Highcroft Racing | Corvette Racing |
1-й в Американской серии Ле-Ман 2010 | — | Patrón Highcroft Racing | BMW Rahal Letterman Lanigan Racing (англ.)русск. |
1-й в Межконтинентальный Кубок Ле-Мана 2010 (англ.)русск. | Team Peugeot Total | OAK Racing | Team Felbermayr Proton |
1-й по итогам LMS Green X Challenge | OAK Racing |
9 февраля 2011 года Западный автомобильный клуб опубликован предварительный список участников 24 часа Ле-Мана 2011 года. Из 56 мест 28 было отдано прототипам, ещё 28 — классу GT. По требованию организаторов для каждого экипажа был назван ведущий гонщик. Одновременно был представлен и список резервных команд. Все команды разбиты на четыре группы: прототипы LMP1 и LMP2, а также автомобили кузовного класса гранд-туризмо GTE-Pro (GT2) — для профессионалов и GTE-Am — для любителей. В классе GTE-Am экипаж должен включать «джентльмен-драйвера» (непрофессионала).[6][9]
12 апреля, второй Signatech (LMP2, № 27) выбыл из списка участников был исключен из списка записей, его место занял Extreme Limite с болидом AM Paris’s Norma M200 (№ 44).[8]
16 мая, Highcroft Racing (LMP1, № 19) выбыл из списка участников. Команда сослалась на отсутствие финансовой поддержки. Одновременно с этим было объявлено о прекращении их партнёрских отношений с Honda и HPD (англ.)русск.. Это места заняла команда Kronos Racing с болидом Lola-Aston Martin (№ 22).[10]
24 мая был опубликован окончательный список участников.[7]
Как и в прошлогоднем Ле-Мане, 10 автомобилей были выбраны в качестве резервных участников, места поровну разделены между классами: 5 мест для Протитипов Ле-Мана (LMP) и 5 — для класса GT. Деления классов в рамках LMP и GT не предусмотрено. Резервные автомобили приглашаются в случае отказа основных, при этом очерёдность определяется порядком расположения среди резервных автомобилей.[6]
Всего в гонке приняли участие представители 23 стран.
№ | Нация | Количество пилотов |
---|---|---|
1 | Франция | 48 |
2 | Великобритания | 27 |
3 | Германия | 17 |
4 | США | 15 |
5 | Швейцария | 8 |
6 | Италия | 7 |
7= | Австрия | 6 |
7= | Бельгия | 6 |
9= | Нидерланды | 5 |
9= | Португалия | 5 |
11 | Дания | 4 |
12= | Бразилия | 3 |
12= | Испания | 3 |
12= | Монако | 3 |
15= | Аргентина | 2 |
15= | Саудовская Аравия | 2 |
16= | Ирландия | 1 |
16= | Мексика | 1 |
16= | Новая Зеландия | 1 |
16= | Чехия | 1 |
16= | Швеция | 1 |
16= | Финляндия | 1 |
16= | Япония | 1 |
В конце апреля 2011 года на трассе Сарте были проведены тренировочные заезды.[11][12]
8 июня прошла свободная практика.[13]
Результаты:[14]
На неделе, предшествующей гонке были проведены три квалификационные сессии. Каждый из трёх пилотов экипажа должен был принять участие в одной сессии. По окончании квалификации была сформирована стартовая решётка на основании лучших времён каждого экипажа.
Первая квалификационная сессия была проведена в среду 8 июня и продолжалась два часа с 22:00 до 24:00. Стефан Сарразан на Peugeot 908, экипаж № 8, показал лучшее время с результатом 3:27,033. Сразу за ним расположились три экипажа Ауди на Audi R18 TDI.[15]
В четверг, 9 июня с 19:00 21:00 состоялась вторая квалификационная сессия. Марсель Фасслер на Ауди № 2 показал лучшее время: 3:25,961. На втором месте расположился Стефан Сарразан на Peugeot 908 № 8, он установил личный рекорд со временем 3:26,156.[16]
В этот же день в 22:00 началась третья, заключительная, квалификационная сессия, продолжившаяся до 24:00. Ауди и Пежо в битве за поул показали ещё более высокий темп. Гонщик Ауди № 2 Бенуа Трелуйе (англ.)русск. установил лучшее время на отметке 3:25,738 и принёс своей команде поул-позицию. На втором месте расположился Ромен Дюма (англ.)русск. на Audi № 1 с результатом 3:25,799. Следом за ними, со второго ряда стартового поля должны были стартовать два Пежо. Ещё один экипаж Ауди расположился на пятом месте: Том Кристенсен на своём быстром круге был заблокирован одним из автомобилей класса гран-туризмо, после чего разбил свою машину и не смог показать лучшее время. Рядом с ним на третьем ряду стартового поля с шестой позиции в гонку должен был уйти третий заводской Пежо.[17]
Таким образом, Ауди впервые с 2006 года стартовала с поул-позишн.[18] Несмотря на жесткое ограничение по объему до 3,7 литра, новые R18 и 908 показали себя на несколько секунд быстрее, чем Audi R10 TDI, который в 2006 году прошёл круг за 3:30,466. Новый прототип также показал в квалификации время лучшее, чем Audi R10 в 2007 году.
Следом за ними с отставанием более 4 секунд квалифицировался прошлогодний болид Peugeot 908 HDi FAP (англ.)русск. частной команды Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск.. Две бензиновые Lola B10/60 (англ.)русск. Toyota команды Rebellion Racing и болид Pescarolo Team (фр.)русск. № 16 отстали от лидера более чем на 7 секунд. Стало ясно, что борьба за победу развернётся между трёмя заводскими Ауди и тремя заводскими Пежо. Ни один из данных экипажей не являлся фаворитом, квалификационные результаты всех шести экипажей были очень близки: третий Пежо № 7 отстал от лидера всего на 0,534 секунды.
Поул-позишн в классе LMP2 завоевал Сохил Айари (англ.)русск. с результатом 3:41,458. В классе GTE-Pro первым стал экипаж № 55 на автомобиле BMW M3 GT2 команды BMW Motorsport (англ.)русск., его результат составил 3:57,592. Самым быстрым автомобилем в классе GTE-Am стал Ferrari F430 GTE команды AF Corse SRL (англ.)русск. с результатом 4:01,282.
Поз. | № | Команда | Класс | Сессия 1[19] | Сессия 2[20] | Сессия 3[21] | Отставание | Старт[22] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Погода | сухо | сухо | сухо | |||||
1 | 2 | Audi Sport Team Joest | LM P1 | 3:27.939 | 3:25.961 | 3:25.738 | 1 | |
2 | 1 | Audi Sport Team Joest | LM P1 | 3:27.949 | 3:27.697 | 3:25.799 | +0.061 | 2 |
3 | 9 | Team Peugeot Total | LM P1 | 3:29.466 | 3:28.739 | 3:26.010 | +0.272 | 3 |
4 | 8 | Team Peugeot Total | LM P1 | 3:27.033 | 3:26.156 | +0.418 | 4 | |
5 | 3 | Audi Sport North America | LM P1 | 3:28.301 | 3:27.602 | 3:26.165 | +0.427 | 5 |
6 | 7 | Peugeot Sport Total | LM P1 | 3:28.796 | 3:26.272 | +0.534 | 6 | |
7 | 10 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. | LM P1 | 3:30.084 | 3:30.828 | +4.346 | 7 | |
8 | 12 | Rebellion Racing | LM P1 | 3:37.404 | 3:33.982 | 3:32.883 | +7.145 | 8 |
9 | 16 | Pescarolo Team (фр.)русск. | LM P1 | 3:35.456 | 3:33.066 | +7.328 | 9 | |
10 | 13 | Rebellion Racing | LM P1 | 3:38.351 | 3:34.892 | 3:34.573 | +8.835 | 10 |
11 | 15 | OAK Racing (англ.)русск. | LM P1 | 3:39.672 | 3:34.933 | +9.195 | 11 | |
12 | 22 | Kronos Racing (англ.)русск. | LM P1 | 3:44.415 | 3:36.551 | +10.813 | 12 | |
13 | 20 | Quifil ASM Team | LM P1 | 3:41.019 | 3:37.393 | +11.655 | 13 | |
14 | 26 | Team Signatech (фр.)русск.-Nissan | LM P2 | 3:43.124 | 3:41.458 | +15.720 | 14 | |
15 | 24 | OAK Racing (англ.)русск. | LM P1 | 3:48.852 | 3:41.908 | +16.170 | 15 | |
16 | 42 | Strakka Racing (англ.)русск. | LM P2 | 3:42.615 | 3:45.041 | +16.877 | 16 | |
17 | 48 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. | LM P2 | 3:43.654 | 3:43.098 | +17.360 | 17 | |
18 | 39 | Pecom Racing (англ.)русск. | LM P2 | 3:45.997 | 3:43.223 | +17.485 | 18 | |
19 | 49 | OAK Racing (англ.)русск. | LM P2 | 3:48.211 | 3:45.297 | 3:43.479 | +17.741 | 19 |
20 | 41 | Greaves Motorsport | LM P2 | 3:43.814 | 3:45.982 | 3:43.802 | +18.064 | 20 |
21 | 40 | Race Performance AG | LM P2 | 3:44.294 | 3:48.603 | +18.556 | 21 | |
22 | 007 | Aston Martin Racing (англ.)русск. | LM P1 | 3:56.847 | 3:46.450 | 3:45.918 | +20.180 | 22 |
23 | 36 | Ray Mallock Ltd. | LM P2 | 3:47.308 | 3:48.765 | +21.570 | 23 | |
24 | 5 | Hope Racing | LM P1 | 3:47.691 | 3:50.495 | +21.953 | 24 | |
25 | 009 | Aston Martin Racing | LM P1 | 3:56.637 | 3:48.355 | +22.617 | 25 | |
26 | 44 | Extrême Limite AM Paris | LM P2 | 3:51.438 | 3:48.420 | +22.682 | 26 | |
27 | 35 | OAK Racing (англ.)русск. | LM P2 | 3:57.453 | 3:48.665 | +22.927 | 27 | |
28 | 33 | Level 5 Motorsports (англ.)русск. | LM P2 | 3:51.149 | 3:57.072 | 3:48.863 | +23.125 | 28 |
29 | 55 | BMW Motorsport (англ.)русск. | LM GTE Pro | 3:59.321 | 3:59.426 | 3:57.592 | +31.854 | 29 |
30 | 51 | AF Corse (англ.)русск. | LM GTE Pro | 3:58.989 | 3:58.040 | +32.302 | 30 | |
31 | 56 | BMW Motorsport (англ.)русск. | LM GTE Pro | 3:58.426 | 4:01.190 | +32.688 | 31 | |
32 | 74 | Corvette Recing (англ.)русск. | LM GTE Pro | 3:59.519 | 4:00.087 | +33.781 | 32 | |
33 | 89 | Hankook — Team Farnbacher | LM GTE Pro | 4:00.260 | 3:59.519 | +33.781 | 33 | |
34 | 73 | Corvette Recing (англ.)русск. | LM GTE Pro | 3:59.633 | 4:01.626 | +33.895 | 34 | |
35 | 77 | Team Felbermayr-Proton (фр.)русск. | LM GTE Pro | 3:59.998 | 3:59.662 | +33.924 | 35 | |
36 | 59 | Luxury Recing | LM GTE Pro | 3:59.901 | 4:01.015 | +34.163 | 36 | |
37 | 75 | Prospeed Competition (фр.)русск. | LM GTE Pro | 3:59.962 | 4:03.512 | +34.224 | 37 | |
38 | 79 | Jota | LM GTE Pro | 4:00.747 | 4:00.921 | +35.009 | 38 | |
39 | 66 | JMW Motorsport | LM GTE Pro | 4:06.884 | 4:00.890 | +35.152 | 39 | |
40 | 80 | Flying Lizard Mororsport (англ.)русск. | LM GTE Pro | 4:01.480 | 4:03.128 | 4:01.024 | +35.286 | 40 |
41 | 58 | Luxury Recing (англ.)русск. | LM GTE Pro | 4:02.017 | 4:01.176 | +35.438 | 41 | |
42 | 61 | AF Corse SRL (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:10.316 | 4:02.539 | 4:01.282 | +35.544 | 42 |
43 | 88 | Team Felbermayr Proton | LM GTE Pro | 4:02.049 | 4:03.613 | 4:01.752 | +36.014 | 43 |
44 | 71 | AF Corse (англ.)русск. | LM GTE Pro | 4:08.213 | 4:02.216 | +36.478 | 44 | |
45 | 76 | IMSA Performance (фр.)русск. Matmut (фр.)русск. | LM GTE Pro | — | 4:06.438 | 4:02.548 | +36.810 | 45 |
46 | 63 | Proton Competition (фр.)русск. | LM GTE Am | 4:05.154 | 4:03.532 | +37.794 | 46 | |
47 | 81 | Flying Lizard Motorsports (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:04.747 | 4:05.440 | 4:03.648 | +37.910 | 47 |
48 | 70 | Larbre Compétition (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:03.918 | 4:07.261 | +38.180 | 48 | |
49 | 83 | JMB Racing (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:10.335 | 4:06.513 | 4:04.640 | +38.902 | 49 |
50 | 60 | Gulf AMR (англ.)русск. Middle East | LM GTE Am | 4:04.825 | 4:05.522 | +39.087 | 50 | |
51 | 57 | Krohn Racing (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:05.856 | 4:08.388 | 4:05.211 | +39.473 | 51 |
52 | 50 | Larbre Compétition (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:05.955 | 4:26.036 | +40.217 | 52 | |
53 | 62 | CRS Recing (англ.)русск. | LM GTE Am | 4:26.249 | 4:07.236 | +41.498 | 53 | |
54 | 65 | Lotus Jetalliance (англ.)русск. | LM GTE Pro | 4:07.465 | — | +41.727 | 54 | |
55 | 68 | Robertson Racing LLC | LM GTE Am | — | 4:08.208 | +42.470 | 55 | |
56 | 64 | Lotus Jetalliance (англ.)русск. | LM GTE Pro | 4:17.379 | 4:12.569 | +46.831 | 56 |
Поз. | После 1ого часа (16:00) | После 3х часов (18:00)[24] | После 6и часов (21:00)[25] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пасмурно, трасса сухая, 16 ℃ (в 15:00) | Ясно, 17 ℃ | Ясно, 16 ℃ | |||||||
№ | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | |
1 | 1 | Audi Sport North America — Audi R18 TDI Бернхард (англ.)русск. — Дюма (англ.)русск. — Роккенфеллер |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
40 кругов (545 км) |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
90 кругов (1226 км) |
|
2 | 2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+36,716 | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+1’02,013 | |
3 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+50,096 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+2:07,473 | |||
4 | 1 | Audi Sport North America — Audi R18 TDI Бернхард (англ.)русск. — Дюма (англ.)русск. — Роккенфеллер |
+1:09,370 | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+2:17,982 | |||
5 | 10 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. — Peugeot 908 HDi FAP (англ.)русск. Лапьер — Дюваль (англ.)русск. — Панис |
+1:20,999 | 1 | Audi Sport North America — Audi R18 TDI Бернхард (англ.)русск. — Дюма (англ.)русск. — Роккенфеллер |
+2:16,982 | |||
Поз. | После 9и часов (00:00)[26] | После 12и часов (03:00)[27] | После 15и часов (06:00)[28] | ||||||
Ясно, 13 ℃ | Ясно, 9 ℃ | Ясно, 8 ℃ | |||||||
№ | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | |
1 | 2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
128 кругов (1730 км) |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
166 кругов (2262 км) |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
213 кругов (2902 км) |
2 | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 1 круг | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+54,993 | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 3,281 |
3 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+ 1 круг | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 1:00,528 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+ 19,883 |
4 | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 1 круг | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 2:27,585 | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 1 круг |
5 | 10 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. — Peugeot 908 HDi FAP (англ.)русск. Лапьер — Дюваль (англ.)русск. — Панис |
+ 2 круга | 16 | Pescarolo Team (фр.)русск. — OAK-Pescarolo 01 (англ.)русск. Judd (англ.)русск. Коллар (англ.)русск. — Тансо (фр.)русск. — Жус |
+ 5 кругов | 16 | Pescarolo Team (фр.)русск. — OAK-Pescarolo 01 (англ.)русск. Judd (англ.)русск. Коллар (англ.)русск. — Тансо (фр.)русск. — Жус |
+ 7 кругов |
Поз. | После 18и часов (09:00)[29] | После 21го часа (12:00)[30] | После 24х часов — финиш (15:00)[31] | ||||||
Ясно, 12 ℃ | Ясно, 16 ℃ | Пасмурно, трасса сухая, 16 ℃ | |||||||
№ | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | № | Автомобиль / Пилоты | О | |
1 | 2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
255 кругов (3475 км) |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
305 кругов (4156 км) |
2 | Audi Sport Team Joest — Audi R18 TDI Фасслер — Лоттерер (англ.)русск. — Трелуйе (англ.)русск. |
355 кругов (4838 км) |
2 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+ 12,692 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+ 18,190 | 9 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 Бурде — Пажено (англ.)русск. — Лами |
+ 13,854 |
3 | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 27,300 | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 2 круга | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 2 круга |
4 | 8 | Team Peugeot Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Сарразан — Монтаньи — Минасян |
+ 1 круг | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 4 круга | 7 | Peugeot Sport Total — Peugeot 908 (англ.)русск. Дэвидсон — Жене — Вурц |
+ 4 круга |
5 | 16 | Pescarolo Team (фр.)русск. — OAK-Pescarolo 01 (англ.)русск. Judd (англ.)русск. Коллар (англ.)русск. — Тансо (фр.)русск. — Жус |
+ 9 кругов | 10 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. — Peugeot 908 HDi FAP (англ.)русск. Лапьер — Дюваль (англ.)русск. — Панис |
+ 12 кругов | 10 | Team Oreca (англ.)русск. Matmut (фр.)русск. — Peugeot 908 HDi FAP (англ.)русск. Лапьер — Дюваль (англ.)русск. — Панис |
+ 16 кругов |
Как и в предыдущие годы основная борьба за победу развернулась между командами Audi и Peugeot.
За 23 часа 04 минуты до конца гонки сразу за мостом Dunlop в страшную аварию попал Алан Макниш на Audi.[32] Авария произошла при обгоне автомобиля GTE-Pro Ferrari 458 Italia команды Luxury Recing (англ.)русск. под номером 58, за рулём которого в тот момент находился Энтони Бельтуаз (англ.)русск.. Автомобиль последнего при обгоне его Ауди начал смещаться вовнутрь виража и допустил контакт с задней частью прототипа. Ауди оказалась неуправляема и на большой скорости врезалась в заграждение из шин. При этом множество обломков и колесо перелетели через рельс безопасности, за которым стояло множество людей, включая фотографов и маршаллов гонки. К счастью никто не пострадал, сам пилот быстро покинул болид.[33] Таким образом из борьбы выбыл один из фаворитов. В соответствии с требованиями безопасности до устранения повреждения рельса безопасности была выпущена машина безопасности. Приведение конфигурации в порядок продолжалось так долго, что потребовалась дозаправка машины безопасности.[34] В общей сложности за машиной безопасности пелетон проехал около 45 минут.
За 16 часов до конца гонки в аварию попал второй болид Audi № 1 под управлением Майка Роккенфеллера.[35] При обгоне Ferrari 458 Italia № 71 команды AF Corse (англ.)русск. на круг на прямой Мульсан уже практически обогнанная Феррари сместилась в сторону Ауди, произошел контакт, в результате чего R18 №1 занесло, и она на большой скорости врезалась в защитные барьеры. Автомобиль был полностью разрушен. К месту аварии прибыли медицинские автомобили, но, ксчастью, и на этот раз гонщик самостоятельно выбрался из машины, после чего был доставлен в госпиталь.[36] В гонке остался единственный экипаж Audi. На этот раз за машиной безопасности пелетон проехал около 1,5 часов.
За 4 часа до конца гонки начался дождь, который усилился за 2 часа 20 минут до конца гонки.
За 2 часа 12 минут до конца гонки Эммануэль Коллар разбил болид № 16 Pescarolo Team, шедший пятым в общем зачёте и первым среди бензиновых двигателей.
В отличие от прошлых лет, когда дизельный двигатель Audi позволял им делать остановки для дозаправки реже, чем Peugeot, на Ле-Мане 2011 наблюдалась обратная ситуация. Интересно, что время проведённое на 28 пит-стопах болидом Audi № 2 оказалось меньшим, чем время 25 пит-стопов у Peugeot на 40 секунд. В целом болиды Audi преодолевали круг несколько быстрее своих конкурентов, что позволяло им оставаться впереди.
Эта победа стала десятой для Ауди за всю историю гонки. Таким образом они оставили позади Феррари с её девятью победами и занимают теперь второе место после Порше, у которой на счету 16 побед.
Автомобиль, не прошедший 70 % от дистанции, пройденной победителем (249 кругов) не классифицируется.[37]
Победитель в каждом классе выделен серым цветом.
В 2011 году произошло первое значительное изменение технического регламента начиная с 2007 года; новшества коснулись как прототипов (LMP), так и категории гранд-туризмо (GT).[38][39]
Требования ко всем классам включают в себя: (а) нормы безопасности, утверждённые FIA и (б) технический регламент Западного автомобильного клуба.[14]
Прототипы Ле-Мана 1 (LMP1) определяются как открытые или закрытые автомобили и нацелены, в основном, на производителей. Минимальная масса автомобиля установлена в 900 кг вне зависимости от типа двигателя (бензиновый или дизельный). Для бензиновых двигателей установлено ограничение в 75 литров, которые может иметь болид; для дизельных — 65 литров. Максимальная ширина шины установлена в 16 дюймов, диаметр — 28,5 дюймов (40,64 см и 72,39 см соответственно).[14] Требования к классу LMP1 не содержат условий о серийном изготовлении автомобилей.
Новые правила, принятые ACO устанавливают, что предыдущие автомобили класса LMP1 (2007-2010) устарели и не могут принимать участие в гонках. Двигатели на LMP1 схожи с теми, что устанавливались на LMP2 до 2010 года. Максимальный объём двигателя составляет: 3400 см³ для атмосферных (нетурбированных) двигателей; 2000 см³ для турбированных бензиновых двигателей; 3700 см³ для турбированных дизельных двигателей. В сезоне 2011 года могут принять участие и болиды, изготовленные с учётом требовний регламента прошлого года; при этом их мощность уменьшается за счёт рестриктора, кроме того на них устанавливается топливный бак меньшего объёма. Новый технический регламент будет действовать ближайшие три сезона. По заявлению Западного автомобильного клуба, одна из главных целей новых правил заключается в том, чтобы увеличить время похождения трассы в Сарте до 3 минут 30 секунд и выше. По оценкам, двигатели, построенные в соответствии с новыми требованиями должны выдавать порядка 520 л.с.
Разрешается использование систем рекуперации энергии. Единственным ограничением является запрет на использование полноприводных трансмиссий и узлов, которые каким-либо образом могут исполнять роль электронных помощников для водителя. Также приветствуются различные гибридные технологии.
Статья 19 регламента позволяет организаторам проводить «баланс сил». В случае, если лидеры на лучшем круге отрываются от преследователей более чем 2 %, на них могут быть наложены определённые ограничения
Также технический регламент предписывает наличие большой вертикальной пластины, расположенной перед задним антикрылом — так называемого «акульего плавника», выступающего своего рода стабилизатором, килем.[40]
Гибридом в классе LMP1 считается болид, который в состоянии двигаться по всей длине пит-лейна (минимум 400 м) на скорости 60 км/ч, используя для движения только электродвигатель или маховик. Система рекуперации кенетической энергии может быть как механической, в которой энергия накапливается за счёт вращения маховика, так и электромеханической.[14]
С 2014 года планируется ввести ограничения по использованию топлива и шин. Всё это направлено на заботу об окружающей среде. В качестве цели установлено прохождение 5000 км на 1500 литрах в бензиновом эквиваленте. В 1990 году прототипы тратили 2550 литров такую дистанцию. Самой экономичной машине в сезоне 2010 года потребовалось 1876 литров. Одновременно будет снижаться и использование шин. В 2010 году некоторые команды использовали всего 11 комплектов против 19 в сезоне 2008 году.
LMP2 engines are reduced to those similar to GT2; the engines must be production-based (maximum engine sizes are: 5.0 L (5000 cc) for normally-aspirated engines, 8 cylinders maximum; 3.2 L (3200 cc) for turbocharged engines, 6 cylinders maximum; diesel engines are not permitted). LMP2 will also be focused on lower costs; the maximum cap for an LMP2 car will be set at €400,000 (€325,000 for chassis, €75,000 for engine). Lola Cars International was the first manufacturer to announce two different LMP2 cars, the open cockpit B11/40 and the closed cockpit B11/80; BMW, Ford, Honda (HPD), Jaguar, Nissan and Toyota engines can be fitted into a B11/40.[41]
Hybrid vehicle drivetrain systems will be extensively allowed with the new regulations, which include kinetic-energy recovery systems (KERS; no push-to-pass systems - KERS in LMP cars must be activated with the accelerator pedal), as well as four-wheel drive (non-hybrid vehicles will remain two-wheel drive, specifically rear-wheel drive). All LMP cars will be weighed at Шаблон:Convert/LoffAonDbSoff. In addition, LMP bodywork must have a Formula One-style vertical fin on the top of the engine cover to reduce lift tendency and such "flipping" airborne crashes such as the 1999 race with three incidents by the Mercedes-Benz CLR, the most famous is by Peter Dumbreck and the 2008 1000 km of Monza crash by Stéphane Ortelli with the Courage-Oreca LC70.
The former GT2 class becomes the sole production-based category in 2011, renamed as GT Endurance category and will be separated into two subclasses, GTE Amateur (GTE Am) and GTE Professional (GTE Pro), with a trophy each class. The 2011 regulations do allow for 2010-spec GT1 cars to take part on GTE Am class, although none have been entered.
24 часа Ле-Мана | ||
---|---|---|
Западный автоспортивный клуб Франции • Сартэ • Ле-Ман, Франция • Список победителей Прототипы Ле-Мана • Список катастроф |
||
1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 • 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 • 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 2010 • 2011 |
2011 год в моторных видах спорта | |
---|---|
Основные серии на машинах с открытыми колёсами | Формула-1 • IRL IndyCar |
Второстепенные серии на машинах с открытыми колёсами | IRL Indy Lights • GP2 • Мировая серия Рено |
Автомарафоны | 24 часа Ле-Мана • 24 часа Спа |
Гонки спорткаров | Серия Ле-Ман • Американская серия Ле-Ман • FIA GT1 |
Кузовные гонки | NASCAR Sprint Cup • Чемпионат мира среди легковых автомобилей • Deutsche Tourenwagen Masters • V8 Supercar• Russian Touring Car Championship |
Ралли | Чемпионат мира по ралли • Межконтинентальный чемпионат по ралли • Ралли Дакар |
Мотогонки | MotoGP • Чемпионат мира по супербайку |
Гонки катеров | H1 Unlimited |
Прочее | Гонка чемпионов • Список чемпионов в моторных видах спорта • Категория:2011 год в моторных видах спорта |
24 часа Ле-Мана 2011.