Lt304888.ru

Туристические услуги

278-я дорожно-комендантская бригада

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
278-я дорожно-комендантская бригада
(278-я дкбр)
Годы существования

1 апреля 1983 года
7 марта 1989 года

Страна

СССР СССР

Подчинение

Штабу 40-й Армии

Входит в

40-я Армия

Тип

дорожно-комендантская бригада

Включает в себя

Управление бригады и воинские части

Функция

дорожное обеспечение

Численность

соединение

Участие в

Афганская война

278-я дорожно-комендантская бригада (278-я дкбр) — соединение дорожных войск Вооружённых сил СССР в период Афганской войны (1979-1989).

История бригады

Предпосылки для создания дорожно-комендантской службы в ОКСВА

При вводе в декабре 1979 года в Афганистан советских войск, в составе контингента не было включено ни одного формирования дорожных войск.
Функции дорожного обеспечения вынуждены были выполнять штатные подразделения комендантской службы от мотострелковых соединений (дивизий, бригад) не предназначенных для этих целей (дорожное обеспечение). К примеру на восточном направлении (ТермезПули-ХумриКабул) частично дорожное обеспечение осуществляли инженерно-сапёрные подразделения, а функции дорожно-комендантской службы сторожевые заставы выставлявшиеся от 201-й и 108-й мотострелковых дивизий. На западном направлении (КушкаШиндандКандагар) этими функциями занимались — подразделения от 5-й гвардейской мсд и от 70-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады[1].

В результате привлечения неспециализированных подразделений на военно-автомобильных дорогах возникали заторы в движении транспортных колонн и перебои с тыловым обеспечением войск (сил). Иногда из-за отсутствия должной организации дорожно-комендантской службы происходили трагические случаи.
К примеру:

  • 23 февраля 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) советская колонна 2-й зенитно-ракетной бригады остановилась внутри тоннеля, из за заглохшего автомобиля, на перевале Саланг, и 18 военнослужащих задохнулись выхлопными газами[2].
  • 3 ноября 1982 года, в результате возникшего внутри тоннеля на перевале Саланг затора, погибло 176 человек — 64 человек военнослужащих ОКСВА и 112 граждан ДРА[3].

Главная автомобильная дорога Афганистана на западном направлении, связывавшая северо-западные и южные провинции государства проходила большей частью по равнинной территории пустынной и степной местности. Постоянная группировка советских войск в западной части ДРА составляла только 15 % (два крупных соединения70 омсбр и 5 гв.мсд) от общего числа войск (сил) 40-й Армии. Обстановка на автомобильной дороге связывавшей восточную часть ДРА и её столицу с СССР привлекала к себе больше внимания и усилий в плане обеспечения безопасности.
Автомобильная дорога ТермезПули-ХумриКабул проходила по местности со сложным горным рельефом и преодолевала на своём пути высокогорный перевал Саланг.
Более сложные климатические условия и высокая загруженность автомобильной дороги по которой осуществлялось тыловое обеспечение основной части 40-й Армии требовало постоянного присутствия специализированного формирования дорожного обеспечения.

Формирование и ввод в ДРА 692-го отдельного дорожного батальона

На основании Директивы Генерального Штаба ВС СССР № 3140389 от 16 апреля 1980 года на основе 543-ей дорожно-испытательной базы в г. Кашира ОЛМВО был сформирован 692-й отдельный дорожный батальон (692-й одорб или войсковая часть 24026).

В состав войск ТуркВО батальон был направлен тремя воинскими эшелонами 8 мая 1980 года.

В ДРА батальон был введён 1 июня 1980 года.

Состав 692-го одорб при вводе:

  • Управление батальона
  • 3 дорожно-строительные роты (дср)
  • 1 дорожно-комендантская рота (дкр)

Штаб батальона, 1-я дорожно-строительная рота (1 дср) и дорожно-комендантская рота (4 дкр) были расположены в н.п. Чаугани провинции Баглан, где был развёрнут диспетчерский пункт и установлена радиосвязь со Штабом Тыла 40-й Армии и Оперативной группой Тыла ВС СССР.

2-я дорожно-строительная рота (2 дср), совершив марш в г. Пули-Хумри, получила боевую задачу осуществить строительство подъездов и площадок для 59-й армейской бригады материального обеспечения.

3-я дорожно-строительная рота (3 дср), прибыла в г. Кундуз и получила боевую задачу начать восстановление и строительство автомобильных дорог от г. Кундуз к речному порту на Амударье в н.п. Шерхан провинции Кундуз, в н.п. Ташкурган провинции Саманган и до г. Термез Узбекской ССР. В г. Кундуз также разместились отдельная инженерно-саперная рота (оиср) и отдельная автотранспортная рота (оавтрр).

Таким образом было положено начало для дорожного обеспечения 40-й Армии силами воинской части специальных войск — 692-го отдельного дорожного батальона.

14 января 1981 года был издан приказ командующего 40-й Армии, направленный на повышение роли и ответственности дорожно-комендантской службы.

В соответствии с директивой Штаба ТуркВО 692-й отдельный дорожный батальон был в июне 1982 года переформирован на штат отдельного дорожно-комендантского батальона (одкб) с сохранением порядкового номера (692-й одкб).

В итоге состав 692-го одкб был следующим:

  • Управление батальона
  • 2 дорожные роты (дорр)
  • 2 дорожно-комендантские роты (дкр)

Весь батальон был передислоцирован на перевал Саланг и размещен гарнизонами от н.п.Душак до н.п. Калавуланг провинции Баглан. При этом были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг[4].

Формирование 278-й дорожно-комендантской бригады

По итогам трёхлетней работы, проделанной 692-м одкб к началу 1983 года, ГенШтаб ВС СССР осознал острую необходимость в увеличении подразделений дорожно-комендантской службы, в интересах полноценного функционирования воинских частей в условиях нарастающей партизанской войны. Требовались дополнительные подразделения, которые смогли бы обеспечить безопасность и прохождение военных колонн на главном автотранспортном маршруте, который связывал г. Кабул и речной порт в г. Хайратон на советско-афганской границе.

1 апреля 1983 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР была сформирована и введена в состав 40-й Армии 278-я дорожно-комендантская бригада (или войсковая часть 83437).
В состав бригады вошли уже находившиеся на территории ДРА 692-й отдельный дорожно-комендантский батальон (войсковая часть 24026) и два отдельных батальона охраны (обо) - 1355-й обо (войсковая часть 34631) и 1359-й обо (войсковая часть 25564).

Организационно отдельный батальон охраны представлял собой штатный мотострелковый батальон на БТР-70 численностью в 400 человек[5].

На основании той же директивы Генерального Штаба ВС СССР 1355-й отдельный батальон охраны был переформирован в 1083-й отдельный дорожно-комендантский батальон (1083-й одкб), а 1359-й отдельный батальон охраны в 1084-й отдельный дорожно-комендантский батальон (1084-й одкб) с сохранением номеров войсковых частей[1].

1355-й отдельный батальон охраны

1355-й обо был сформирован на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР от 26 ноября 1981 года на базе Дивизии внутренних войск имени Дзержинского в г. Балашиха. В ТуркВО батальон был направлен одним железнодорожным эшелоном.
Под г. Термез на полигоне батальону была придана бронетехника. 9 декабря 1981 года по понтонному мосту 1355-й обо вошёл на территорию ДРА.
Боевой задачей, поставленной перед батальоном, была организация сторожевого охранения вокруг ГЭС у н.п. Суруби провинции Кабул и участков автомобильной трассы, связывающей города Кабул и Джелалабад.
Управление батальона находилось в н.п. Суруби.
В январе 1983 года для обеспечения сторожевого охранения участка дороги от н.п. Руха, где находился 177-й отдельный отряд специального назначения (177-й ооспн) с приданными ему подразделениями от 108-й мотострелковой дивизии, до н.п. Гульбахор провинции Парван, 1355-й обо полным составом был переброшен в Панджшерское ущелье. 1-я рота охраны встала в н.п. Гульбахор. 2-я и 3-я роты встали на входе в ущелье и далее вглубь по ущелью. После достигнутого перемирия командования 40-й Армии с Ахмад Шах Масудом 177-й ооспн с приданными подразделениями и 1355-й обо были выведены из Панджшерского ущелья.
1 апреля 1983 года 1355-й обо был передислоцирован в г. Джабаль-Ус-Сарадж провинции Парван и переформирован в 1083-й отдельный дорожно-комендантский батальон[4].

1359-й отдельный батальон охраны

1359-й обо был сформирован на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР от 9 ноября 1981 года под г. Алма-Ата САВО. В ТуркВО батальон был направлен одним железнодорожным эшелоном.
Под г. Термез на полигоне батальону была придана бронетехника. 6 декабря 1981 года по понтонному мосту 1355-й обо вошёл на территорию ДРА.
Боевой задачей, поставленной перед батальоном, была охрана аэродромов, прикрытие взлётов и посадок вертолётов и самолетов.
Управление батальона находилось в г.Кундуз.
1-я рота охраны охраняла аэродром в г. Файзабад, 2-я рота - аэродром в н.п. Меймене, 3-я рота - аэродром в г. Кундуз.
1 апреля 1983 год 1359-й обо был передислоцирован в в г. Хайратон провинции Балх и переформирован в 1084-й отдельный дорожно-комендантский батальон[4].

Состав 278-й дкбр

С вхождением 1355-го обо и 1359-го обо в состав 278-й одкбр, батальоны были переформированы и приведены к штату отдельного дорожно-комендантского батальона (одкб). Состав 278-го дкбр на апрель 1983 года с пунктами дислокации:

По своему составу и назначению 692-й одкб отличался от 1083-го одкб и 1084-го одкб. Последние два батальона выполняли только функции дорожно-комендантской службы. 692-й одкб, имея в своём штате дорожно-строительные подразделения со специализированной дорожно-строительной техникой (автокраны, грейдеры, бульдозеры, самосвалы, экскаваторы), мог выполнять ещё и дорожное обеспечение в полном объёме.
Численность 692-го одкб, который включал в себя штаб, четыре роты и отдельные взвода, по штату составляла 400 человек.
Численность 1083-го одкб и 1084-го одкб, которые состояли из штаба, двух рот и отдельных взводов, по штату составляла по 270 человек в каждом.
Для проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей проходящих колонн с марта 1984 года в состав 278-й дкбр введены пункты технической помощи (ПТП).
Также в составе бригады были созданы 17 диспетчерских пунктов (ДП).
Общая численность личного состава 278-й дкбр вместе с управлением бригады составила по штату 1211 человек. Из них 1 008 солдатов и сержантов, 69 прапорщиков, 23 вольнонаёмных и 111 офицеров[1][6].

Задачи соединения

Зоной ответственности 278-й дкбр являлась дорога Термез - Ташкурган - Пули-Хумри - Кабул - Пули-Чархи протяженностью в 516 километров.
Основными задачами, поставленными перед соединением, являлись[1]:

  • регулирование движения и осуществление диспетчерского контроля за прохождением автомобильных колонн в отведенной ему зоне ответственности.
  • обеспечение безопасности движения при пропуске колонн через перевальные участки и тоннели.
  • поддержание дисциплины марша среди водительского состава, пресечение случаев спекулятивных сделок, продажи материальных средств и других незаконных действий на маршруте.
  • ведение непрерывной разведки с целью выявления групп мятежников, определения состояния дороги, расчистка её от снежных лавин, камнепадов, оползней и завалов, контроль за радиационной и химической обстановкой.
  • организация эвакуации в назначенные места убитых, раненых, неисправной и поврежденной техники.

Потери

В Афганистане 278-я дкбр провела 5 лет 9 месяцев 13 дней. Всего через бригаду прошло 7 тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат.
Безвозвратные людские потери за это время составили (в скобках указаны потери до включения подразделений в состав бригады)[4]:

  • Управление бригады - 9 человек
  • 692-й одкб - 28 (17) человек
  • 1083-й одкб - 21 (8) человек
  • 1084-й одкб - 17 (1) человек

Пропало без вести - 6 человек. Итого людские потери личного состава 278-й дкбр - 81 человек.
Общие потери подразделений включённых в состав бригады - 107 человек.

Вывод и расформирование бригады

Порядок вывода подразделений бригады[4]:

  1. 5 февраля 1989 года на территорию СССР были выведены 1-я дкр, 3-я дорр и 4-я дорр 692-го одкб. 2-я дкр этого батальона была снята с марша и возвращена на Саланг, в связи с тем, что части правительственной армии ДРА потеряли контроль над ситуацией на перевале Саланг. В связи с этим в прикрытии вывода боевых частей 40-й Армии пришлось участвовать части тылового обеспечения.
  2. 7 февраля 1989 года на территорию СССР выведены Управление бригады и 1083-й одкб.
  3. 12 февраля 1989 года вышла 2-я дкр 692-го одкб.
  4. 13 февраля 1989 года выведен 1084-й одкб.

С 6 февраля по 7 марта 1989 года бригада была расформирована.

Командиры 278-й дкбр

Список командиров 278-й дкбр[4]:

  • Дударенко, Леонид Андреевич - 1983-1985.
  • Мустаев, Риф Шакаалиевич - 1985-1987.
  • Остапенко, Николай Иванович - принял командование в мае 1987 года. Погиб 8 сентября 1987 года.
  • Цалко, Алексей Михайлович - 1987-1989.

См. также

Примечания

  1. ↑ Дорожное обеспечение 40-й Армии
  2. Хроника Афганской войны
  3. КНИГА ПАМЯТИ. АФГАНИСТАН 1982
  4. ↑ Сайт 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады
  5. Суконкин Алексей Сергеевич. Части и соединения 40-й армии.
  6. Бешкарев Александр Иванович. Афганистан. Перечень советских воинских частей (40-я Армия)

Литература

  • А. И. Мейтин, А. Г. Турков, Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 — 1989 годов)

Ссылки

  • Суконкин Алексей Сергеевич. Части и соединения 40-й армии
  • Поимённая Книга Памяти 278-й ДКБр

278-я дорожно-комендантская бригада.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01