25-05-2023
278-я отдельная дорожно-комендантская бригада 278 одкбр |
|
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Подчинение | |
Входит в | |
Тип | |
Включает в себя | |
Функция | |
Численность | |
Участие в |
278-я отдельная дорожно-комендантская бригада — формирование (соединение, бригада) специальных войск (дорожных) Вооружённых сил СССР.
Сокращённое наименование — 278 одкбр. Условное наименование — полевая почта № 83437.
Являлось соединением включавшим в свой состав управление (штаб), дорожно-комендантские и дорожные формирования дорожных войск.
По существу 278 одкбр была создана для выполнения задач дорожного обеспечения, то есть для строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации военно-автомобильной дороги армии связывавшей города Кабул и Термез, а также организации и несения на ней дорожно-комендантской службы и частичного выполнения функций Военной автомобильной инспекции, в интересах полноценного функционирования войсковых частей 40-й Армии.
При вводе в декабре 1979 года в Афганистан советских войск, в составе контингента не было включено ни одного формирования дорожных войск.
Функции дорожного обеспечения вынуждены были выполнять штатные подразделения комендантской службы от мотострелковых соединений (дивизий, бригад) не предназначенных для этих целей (дорожное обеспечение). К примеру на восточном направлении (Термез — Пули-Хумри — Кабул) частично дорожное обеспечение осуществляли инженерно-сапёрные подразделения, а функции дорожно-комендантской службы сторожевые заставы выставлявшиеся от 201-й и 108-й мотострелковых дивизий. На западном направлении (Кушка — Шинданд — Кандагар) этими функциями занимались — подразделения от 5-й гвардейской мсд и от 70-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады[1].
В результате привлечения неспециализированных подразделений на военно-автомобильных дорогах возникали заторы в движении транспортных колонн и перебои с тыловым обеспечением войск (сил). Иногда из-за отсутствия должной организации дорожно-комендантской службы происходили трагические случаи.
К примеру:
По сравнению с автомобильной дорогой на западном направлением, которая проходила большей частью по равнинной территории пустынной и степной местности, а постоянная группировка советских войск в западной части ДРА составляла только 15 % (два крупных соединения — 70 омсбр и 5 гв.мсд) от общего числа войск (сил) 40 А — обстановка на ВАД связывавшей восточную часть ДРА с СССР привлекала к себе больше внимания и усилий в плане обеспечения безопасности.
Автомобильная дорога Термез — Пули-Хумри — Кабул проходила по местности со сложным горным рельефом и преодолевала на своём пути высокогорный перевал Саланг.
Более сложные климатические условия и высокая загруженность автомобильной дороги по которой осуществлялось тыловое обеспечение основной части 40 А требовало постоянного присутствия специализированного подразделения дорожного обеспечения.
На основании Директивы Генерального Штаба ВС СССР № 3140389 от 16 апреля 1980 года на основе 543-ей дорожно-испытательной базы в г. Кашира ОЛМВО был сформирован 692-й отдельный дорожный батальон (692 одорб) или войсковая часть 24026.
В состав войск (сил) ТуркВО батальон был направлен тремя воинскими эшелонами 8 мая 1980 года.
В ДРА отбатальон был введён 1 июня 1980 года.
Состав 692 одорб при вводе:
Штаб батальона, 1-я дорожно-строительная рота (1 дср) и дорожно-комендантская рота (4 дкр) были расположены в н.п. Чаугани провинции Баглан, где был развёрнут диспетчерский пункт и установлена радиосвязь со Штабом Тыла 40-й Армии и оперативной группой Тыла ВС СССР.
2-я дорожно-строительная рота (2 дср), совершив марш в г. Пули-Хумри, получила боевую задачу осуществить строительство подъездов и площадок для 59-й армейской бригады материального обеспечения (59 абрмо).
3-я дорожно-строительная рота (3 дср), прибыла в г. Кундуз и получила боевую задачу начать восстановление и строительство автомобильных дорог от г. Кундуз к речному порту на Амударье в н.п. Шерхан провинции Кундуз, в н.п. Ташкурган провинции Саманган и до г. Термез Узбекской ССР. В г. Кундуз также разместились отдельная инженерно-саперная рота (оиср) и отдельная автотранспортная рота (оавтрр).
Таким образом было положено начало для дорожного обеспечения 40-й Армии силами воинской части спецвойск — 692-го отдельного дорожного батальона.
14 января 1981 года был издан приказ командующего 40 А, направленный на повышение роли и ответственности дорожно-комендантской службы.
В соответствии с директивой Штаба ТуркВО 692-й отдельный дорожный батальон был в июне 1982 года переформирован на штат отдельного дорожно-комендантского батальона (одкб) с сохранением войскового номера (692 одкб).
В итоге состав 692 одкб был следующим:
Весь батальон был передислоцирован на перевал Саланг и размещен гарнизонами от н.п.Душак до н.п. Калавуланг провинции Баглан. При этом были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг[4].
По итогам трёхлетней работы проделанной 692-м одкб к началу 1983 года, ГенШтаб ВС СССР осознал острую необходимость в увеличении подразделений дорожно-комендантской службы в интересах полноценного функционирования воинских частей, в условиях нарастающей партизанской войны. Требовались дополнительные подразделения которые смогли бы обеспечить безопасность и прохождение военных колонн на главном автотранспортном маршруте который связывал г.Кабул и речной порт в г.Хайратон на советско-афганской границе.
1 апреля 1983 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР была сформирована и введена в состав 40-й Армии 278-я отдельная дорожно-комендантская бригада или войсковая часть 83437.
В состав бригады вошли уже находившиеся на территории ДРА 692-й отдельный дорожно-комендантский батальон (войсковая часть 24026) и два отдельных батальона охраны (обо) - 1355-й обо(войсковая часть 34631) и 1359-й обо (войсковая часть 25564).
Организационно обо представлял собой штатный мотострелковый батальон на БТР-70 численностью в 400 человек[5].
На основании той же директивы Генерального Штаба ВС СССР 1355-й отдельный батальон охраны был переформирован в 1083-й отдельный дорожно-комендантский батальон (1083-й одкб), а 1359-й отдельный батальон охраны в 1084-й отдельный дорожно-комендантский батальон (1084-й одкб) с сохранением номеров войсковых частей[1].
1355-й обо был сформирован на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР от 26 ноября 1981 года на базе Дивизии внутренних войск имени Дзержинского в г.Балашиха. В ТуркВО батальон был направлен одним железнодорожным эшелоном.
Под г.Термез на полигоне батальону была придана бронетехника. 9 декабря 1981 года по понтонному мосту 1355-й обо вошёл на территорию ДРА.
Боевой задачей поставленной перед батальоном была организация сторожевого охранения вокруг ГЭС у н.п.Суруби провинции Кабул и участков автомобильной трассы связывающих города Кабул и Джелалабад.
Управление батальона находилось в н.п.Суруби.
В январе 1983 года для обеспечения сторожевого охранения участка дороги из н.п.Руха где находился 177-й отдельный отряд специального назначения (177-й ооспн) с приданными ему подразделениями от 108-й мсд, в н.п.Гульбахор провинции Парван, 1355-й обо полным составом был переброшен в Панджшерское ущелье. 1-я рота охраны встала в н.п.Гульбахор. 2-я и 3-я ро встали на входе в ущелье и далее вглубь по ущелью. После достигнутого перемирия командования 40-й Армии с Ахмад Шах Масудом, 177-й ооспн с приданными подразделениями и 1355-й обо были выведены из Панджшерского ущелья.
1 апреля 1983 год 1355-й обо был передислоцирован в г. Джабаль-Ус-Cарадж провинции Парван и переформирован в 1083-й отдельный дорожно-комендантский батальон[4].
1359-й обо был сформирован на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР от 9 ноября 1981 года под г.Алма-Ата САВО. В ТуркВО батальон был направлен одним железнодорожным эшелоном.
Под г.Термез на полигоне батальону была придана бронетехника. 6 декабря 1981 года по понтонному мосту 1355-й обо вошёл на территорию ДРА.
Боевой задачей поставленной перед батальоном была охрана аэродромов, прикрытие взлётов и посадок вертолётов и самолетов.
Управление батальона находилось в г.Кундуз.
1-я рота охраны (ро) охраняла аэродром в г. Файзабад, 2-я ро - аэродром в н.п.Меймене, 3-я ро - аэродром в г.Кундуз.
1 апреля 1983 год 1359-й обо был передислоцирован в в г.Хайратон провинции Балх и переформирован в 1084-й отдельный дорожно-комендантский батальон[4] .
С вхождением 1355-го обо и 1359-го обо в состав 278-й одкбр, батальоны были переформированы и приведены к штату отдельного дорожно-комендантского батальона (одкб). Состав 278-го одкбр на апрель 1983 года с пунктами дислокации:
По своему составу и назначению 692-й одкб отличался от 1083-го одкб и 1084-го одкб. Последние два батальона выполняли только функции дорожно-комендантской службы. 692-й одкб имея в своём штате дорожно-строительные подразделения со специализированной дорожно-строительной техникой (автокраны, грейдеры, бульдозеры, самосвалы, экскаваторы) мог выполнять ещё и дорожное обеспечение в полном объёме.
Численность 692-го одкб, который включал в себя штаб, 4-ре роты и отдельные взвода по штату составило 400 человек.
Численность 1083-го одкб и 1084-го одкб, которые состояли из штаба, 2-х рот и отдельных взводов по штату составляло по 270 человек в каждом.
Для проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей проходящих колонн с марта 1984 года в состав 278-й одкбр введены пункты технической помощи (ПТП).
Также в составе бригады были созданы 17 диспетчерских пунктов (ДП).
Общая численность личного состава 278-й одкбр вместе с управлением бригады составила по штату 1211 человек. Из них 1 008 солдатов и сержант, 69 прапорщиков, 23 вольнонаёмных и 111 офицеров[1][6].
Зоной ответственности 278-й одкбр являлась дорога Термез- Ташкурган- Пули-Хумри- Кабул -Пули-Чархи протяженностью в 516 километров.
Основными задачами поставленными перед соединением являлись[1]:
В Афганистане 278-я одкбр провела 5 лет 9 месяцев 13 дней. Всего через бригаду прошло 7 тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат.
Безвозвратные людские потери за это время составили (в скобках указаны потери до включения подразделений в состав бригады)[4]:
Пропало без вести - 6 человек. Итого людские потери личного состава 278 одкбр - 81 человек.
Общие потери подразделений включённых в состав бригады - 107 человек.
Порядок вывода подразделений бригады[4]:
С 6 февраля по 7 марта 1989 года бригада была расформирована.
Список командиров 278-й одкбр[4]:
278-я отдельная дорожно-комендантская бригада.