17-06-2023
Белогорск – Приветное | |||
|
|||
Страна |
Россия-Украина |
||
---|---|---|---|
Регион | |||
Длина |
34,3 |
||
Начало | |||
Через |
Перевал Кок-Асан |
||
Конец | |||
Дорожное покрытие |
асфальтированное/грунтовое |
||
Изображения на Викискладе |
Автодорога Белогорск — Приветное (35Н-116[2], С-0-10340[3]) — автомобильная дорога регионального значения на юго-востоке Крыма протяжённостью 34,3 км[2]. Соединяет шоссе 35К-003 Симферополь — Феодосия и 35К-005 Алушта — Судак — Феодосия[4].
Начинается на окраине Белогорска и следует через несколько горных сёл по долине реки Танасу практически до верховьев, где сворачивает на восток, серпантином поднимаясь на перевал Кок-Асан-Богаз[5] (или Аликот-Богаз[6]) высотой 570 м. Примерно в 2 километрах после Красносёловки асфальтовое покрытие заканчивается[7] и далее, до Приветного, шоссе представляет собой узкую (с шириной проезжей части 3—3,5 метра[8]) каменистую горную дорогу плохого качества, местами довольно опасную, с протяжённостью участка 13 километров. Дорога — одна из самых живописных в Крыму, в 1930-х годах краевед Полканов оставил такое описание
Дорога чрезвычайно живописна, всё время вьётся вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер её не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги[7]. |
Короткая дорога из долины Биюк-Карасу и вообще степного Крыма на юго-восточный берег известна с древности, возможно, вначале это была просто вьючная тропа[7]. Первое документальное свидетельство о дороге встречается в переписке последнего консула Солдайи Христофоро ди Негро и относится к 1470 году, в связи с делом братьев Гуаско — владельцев замка Чобан-Куле, которые, в чимле прочего, пытались получить контроль над торговым путём в Карасубазар[9]. В современном виде дорога была проложена в 1832 году[7], а как шоссе, мощёное щебнем, до перевала, сооружено в 1914 году[10]. В советское время шоссе расширили, спрямили некоторые повороты, кое-где взорвали нависающие скалы[7]. В годы Великой Отечественной войны в окрестных лесах располагался 2-й партизанский район и крымские партизан часто устраивали на дороге нападения на оккупантов. На участке, ниже перевала в сторону моря есть участок, именуемый «Подкова» — шоссе огибает скалу по вырубке, с другой стороны — обрыв. Здесь было проведено несколько операций, об одной из которых написал в своих мемуарах немецкий офицер
Партизаны забросали гранатами головную и последнюю машины. Они загорелись. Остальным машинам и бронетранспортёрам некуда было деться. Дорога узкая. С одной стороны высокие скалы. А с другой – обрыв. Солдаты стали выпрыгивать из машин и пытаться спрятаться в придорожных кустах, прыгая в них с разбегу. Но зелёные кусты скрывали край высокого обрыва, в который и стали падать десятки людей. Почти все они погибли. |
Асфальтирование участка дорога произведено в 1976—1982 годах[11].
35Н-116 (автодорога).