Lt304888.ru

Туристические услуги

ADX (формат файла)

07-06-2023

CRI ADX
Тип

Кодек / формат файла

Разработчик

CRI Middleware

Аппаратная платформа

Кроссплатформенный

Состояние

Активное / Неизвестное

Лицензия

Проприетарное ПО

Сайт

CRI Middleware

ADX - это основанный на АДИКМ (ADPCM) проприетарный формат сжатия с потерями и хранения звукозаписи, разработанный CRI Middleware специально для использования в видеоиграх. Наиболее характерная особенность - возможность зациклить звукозапись, что делает применение формата удобным для использования в качестве фоновой музыки в различных играх, поддерживающих этот медиаконтейнер. Его поддерживают множество игр для SEGA Dreamcast некоторые игры для PlayStation 2 и GameCube. Одной из первых игр, использовавших ADX, была Burning Rangers на базе Sega Saturn. Наиболее заметно использовался в играх серии Sonic the Hedgehog, начиная с поколения Dreamcast, вплоть до игры Shadow the Hedgehog, в которой этот формат использовался для записи музыки и голосов персонажей.

Поверх основного кодирования АДИКМ, набор инструментов ADX также включает родственный формат AHX, который использует вариант спецификации звукозаписи MPEG-2 для записи голоса и архивирования, а также AFS для хранения сборки нескольких дорожек ADX и AHX в одном файле мультимедиа контейнера.

Основное описание

ADX формат сжатой звукозаписи, но не такой как MP3 или похожие, он не применяет психоакустическую модель для уменьшения объёма данных о звуке (уменьшения его сложности). Модель АДИКМ вместо этого использует для сохранения образцов запись данных относительной ошибки функции предсказания, что означает большую сохранность исходного сигнала после процесса кодирования; по существу, сжатие АДИКМ, вместо использования полных переразмерянных образцов звукозаписи, предоставляет образцы отклонения сигнала от предыдущего значения, которые имеют гораздо меньший размер, обычно - 4 бита. Для человеческого уха такое отклонение находится на уровне шума, что делает потерю качества едва заметной.

Как и другие форматы кодирования, ADX поддерживает несколько частот дискретизации, такие как 22050 Гц, 44100 Гц, 48000 Гц и т.д., тем не менее, глубина образца зафиксирована на значении 16 бит из-за первоначальной привязки к игровому оборудованию. Он поддерживает многоканальность, однако есть мнение, что под этим подразумевается стерео (2 канала), хотя сам файл поддерживает включение в него до 255 каналов. Только одна отличительная особенность выделяет ADX на фоне альтернатив, таких как IMA ADPCM (помимо того, что используется другая функция предсказания) - встроенная возможность зацикливания воспроизведения, которая даёт указание проигрывателю, после достижения определённого места на дорожке, делать "перемотку" назад для создания связного цикла; гипотетически, эта функциональность может использоваться и для "перемотки" вперёд, но это будет излишне, учитывая, что вместо этого звукозапись может быть просто "подшита" программой-редактором.

Для воспроизведения есть несколько подключаемых дополнений к WinAmp и инструмент преобразования в wave (см. раздел ссылок). Программа / библиотека с открытым исходным кодом FFmpeg также включает поддержку ADX, однако декодер этого формата трудно написать, поэтому хорошо декодируется в основном ADX с частотой дискретизации 44100 Гц.

Ссылки

  • Страница продукта ADX на сайте CRI Middleware
  • Кодек in_cube для WinAmp с открытым исходным кодом (поддерживает ADX)
  • Инструменты Dreamcast, включая преобразователи ADX вместе с исходными кодами
  • Техническое описание ADX на vgmstream Wiki


ADX (формат файла).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01