22-07-2023
Airbus A310 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Airbus |
Первый полёт | 3 апреля 1982 |
Начало эксплуатации | апрель 1983 |
Статус | эксплуатируется (190) |
Основные эксплуатанты | FedEx (59) PIA (12), Air Transat (14) |
Годы производства | 1982 - 1997 |
Единиц произведено | 255 |
Базовая модель | Airbus A300 |
Изображения на Викискладе |
Airbus A310 (Эйрбас А310) — широкофюзеляжный средне- дальнемагистральный пассажирский самолёт. Наряду с Боингом 767—200 является самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.
В середине 1975 г. Airbus приступил к разработке проекта самолёта А300 В10, представлявшего собой вариант А300 В4 с укороченным фюзеляжем. Крыло фирмы ВАе уменьшенного размаха и горизонтальное оперение были новыми. Три года спустя, программа получила обозначение А310, и ей дали официальный старт, предложив авиакомпаниям два варианта: А310-100 с дальностью полёта 3 700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и A310-200 с дальностью полёта 5 500 км, ставший исходной моделью.
Содержание |
Первый полёт опытного самолёта A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. В апреле 1983 г. первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию A310-200. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали.
На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт A310-200 °F с «полезной нагрузкой» 43 000 кг.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 г., стал самолёт A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 г. после начала поставок A310-200. Первый полёт опытного A310-300 состоялся 8 июля 1985 г. Сертификация завершилась в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.
24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus Industry подписали договор о лизинге пяти лайнеров A-310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолётов в парк авиакомпании СССР распался, и A-310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся в советском ГВФ. В октябре 1991 г. A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» РФ, в результате чего он получил право на эксплуатацию в российских авиакомпаниях. В настоящее время единственным российским эксплуатантом этого типа самолёта является авиакомпания S7 («Сибирь»), которая планировала вывести все свои A-310 из эксплуатации до конца 2010 года, однако по состоянию на январь 2012 года, самолеты этого типа продолжают эксплуатироваться компанией.
Несколько самолётов A310-200 и A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 г. один A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте. A310-300 выпускали серийно с 1985 г. Всего к началу 1997 г. было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных A310 к середине 1997 г. составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.
В 2005 г. авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов A310.
Общее число поставленных Airbus самолётов A310 составляет 255, из которых к середине 2009 года в эксплуатации осталось около 190 машин, в том числе 90 в грузовых модификациях. К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.
A310-200 оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали, повысив топливную эффективность: на законцовках крыла появились винглеты, вертикальное оперение стало углепластиковым, а тормоза колёс стали делать из композитов на основе волокон углерода.
A310-300 — основное отличие «трёхсотки» от исходного варианта заключалось в наличии дополнительного топливного бака ёмкостью 6 100л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолёта. На законцовках крыла также появились винглеты, которыми позже оснастили и A310-200. A310-300 получил цифровой комплекс авионики EFIS с четырьмя цветными многофункциональными дисплеями полётной информации, и цифровой системой контроля за работой бортсистем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное оборудование соответствовало стандарту ARINC 700.
A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 г.
Экипаж самолёта состоит всего из двух человек.
Airbus A310-200/-300 | |
---|---|
Силовая установка | Два турбовентиляторных двигателя с тягой от 230 кН до 260 кН |
Дальность с 218 пассажирами и багажом, двигателями PW4152 |
9175 километров |
Размах крыла | 43,89 метра |
Площадь крыла | 219 м2 |
Взлётная дистанция | 2225 метров |
Длина | 46,66 метров |
Высота | 15,80 метров |
Число мест | 205 — 280 |
Дальность полёта | 6670 - 9600 км |
Взлётная масса | 150 - 164 тонн |
Макс. высота полёта | 12100 метров |
Бизнес-класс | в зависимости от компоновки |
Крейсерская скорость | 860 км/ч |
По состоянию на 1 июля 2011 года было потеряно 11 самолётов типа A310[1]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
31.07.92 | HS-TID | около Катманду | 113/113 | Сбился с курса из-за недопонимания между диспетчерами и экипажем |
23.03.94 | F-OGQS | у Междуреченска | 75/75 | КВС посадил за штурвал своего сына, который случайно отключил автопилот |
31.03.95 | YR-LCC | Балотешти | 60/60 | КВС не управлял самолётом при отключённом автопилоте |
11.12.98 | HS-TIA | Таиланд | 101/146 | Разбился, заходя на посадку в штормовую погоду |
30.01.00 | 5Y-BEN | Абиджан | 169/179 | Упал в море вскоре после взлёта из-за ошибок экипажа |
12.07.00 | D-AHLB | Швехат | 0/151 | Заклинило шасси, совершил аварийную посадку в поле |
09.07.06 | F-OGYP | Иркутск | 125/203 | После посадки левый двигатель вместо реверса случайно переведен на прямую тягу, самолёт выкатился за пределы ВПП и загорелся.[2] |
12.03.07 | S2-ADE | Дубай | 0/236 | Прерванный взлёт, самолёт остановился в конце ВПП, подломилась носовая стойка шасси. |
10.06.08 | ST-ATN | Хартум | 30/214 | Разбился и сгорел при посадке |
30.06.09 | 7O-ADJ | Коморские Острова | 152/153 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов |
31.10.10 | TC-JCV | Касабланка | 0/н.д. | Грузовой рейс при посадке мимо оси ВПП повредил левые двигатель и стойку шасси. Списан. |
ИТОГ: | 11 самолетов | 9 стран | 825/1530 | - |
|
---|
A300 | A310 | серия A320 | серия A320neo | A330 | A340 | A350 | A380 | A400M | Beluga |
Airbus A310.