26-04-2023
Autonomous Spaceport Drone Ship (ASDS) (букв. рус. Автономный беспилотный корабль-космопорт) — плавающая платформа, используемая компанией SpaceX в качестве посадочной площадки для управляемой посадки первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, с целью её дальнейшего восстановления и повторного использования.
Впервые была использована 10 января 2015 года, в рамках миссии SpaceX CRS-5.
24 октября 2014 года, основатель SpaceX Илон Маск, сообщил в интервью о том, что на судостроительной верфи в Луизиане ведётся строительство большой плавающей платформы, размерами около 90 на 50 метров, которая будет использоваться для посадки первой ступени Falcon 9 при последующих запусках[1].
22 ноября 2014 года Илон Маск продемонстрировал первое фото Autonomous Spaceport Drone Ship с логотипом SpaceX в центре платформы[2].
Autonomous Spaceport Drone Ship швартуется в порте города Джэксонвилл, в штате Флорида. Возле причала построена площадка, оборудованная подъёмным краном, для снятия первой ступени с платформы, а также специальным стендом, для её (ступени) размещения.
23 января 2015 года Илон Маск сообщил в твиттере, что платформа названа «Just Read the Instructions»[3] (букв. рус. Просто читай инструкции), в то время как вторая платформа, для запусков ракеты-носителя с базы Ванденберг, изготовление которой также планируется, будет названа «Of Course I Still Love You»[4] (букв. рус. Конечно я всё ещё люблю тебя). Оба названия — по мотивам фантастической новеллы Иэна М. Бэнкса «Игрок».
Размеры платформы, модифицированной из баржи Marmac 300 специально для SpaceX — 91 на 52 метра[5], высота борта — 6 метров.
Платформа оборудована навигационной системой GPS и 4-мя дизельными азимутальными двигателями Thrustmaster, каждый мощностью 300 лошадиных сил (220 кВт), что позволяет удерживать необходимую позицию с погрешностью до 3 метров, даже во время шторма[6].
На платформе нет экипажа, она функционирует полностью в автономном режиме, также может управляться дистанционно, с корабля поддержки. Во время приземления первой ступени, корабль поддержки с обслуживающим персоналом находится на безопасном отдалении от платформы[7].
Первая попытка приземления первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на платформу в последующем названную «Just Read the Instructions» состоялась 10 января 2015 года, в рамках миссии SpaceX CRS-5 по снабжению Международной космической станции. Впервые была задействована система решётчатых рулей, для управления ступенью во время снижения. Первая ступень успешно достигла платформы, но перед самым приземление потеряла ориентацию и, ударившись о платформу под углом, взорвалась и вылетела в воду[8][9]. Оборудованию платформы были нанесены незначительные повреждения[10]. Причиной крушения было названо недостаточное количество рабочей жидкости в открытой гидравлической системе решётчатых рулей, которая закончилась непосредственно перед посадкой[11].
Следующая попытка использования платформы планировалась во время миссии DSCOVR, с отремонтированным оборудованием платформы и с увеличенным на 50 % запасом рабочей жидкости решётчатых рулей. Однако планируемое возвращение первой ступени ракеты пришлось отменить из-за сильного шторма в районе приземления[12]. Ступень осуществила мягкую вертикальную посадку на воду с точностью до 10 метров, после чего была разрушена волнами[13].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Запуск CRS-6. Приземление первой ступени Falcon 9 | |
CRS-6 First Stage Landing |
В рамках миссии SpaceX CRS-6 была осуществлена вторая попытка посадки первой ступени Falcon9 на плавучую платформу «Just Read the Instructions», которая была улучшена, для того чтобы выдерживать более сильный шторм. Возвращение в атмосферу и снижение ступени проходило успешно, но посадка вновь получилась слишком жёсткой, чтобы ступень смогла выжить[14]. Согласно заявлению Илона Маска, ступень приземлилась на платформу, но избыток боковой скорости привёл к её опрокидыванию после посадки[15]. Короткое видео приземления ступени, выложенное через несколько часов, демонстрирует, насколько близкой к успеху была эта попытка[16]. На видео с высоким разрешением, снятом с самолёта-наблюдателя, видно, как двигатели реактивной системы управления, расположенные в верхней части, до конца пытаются выравнять наклоняющуюся ступень, однако их мощности не достаточно. Ступень падает на платформу и взрывается. →
Autonomous Spaceport Drone Ship.