Разработан в 1970—80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.
В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на XB-70 Valkyrie. XB-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик, способный на полёт со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские самолёты-перехватчики не могли перехватить самолёт, летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. К тому же, «Валькирия» могла развивать намного более высокую скорость.
Однако, к концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие U-2 Пауэрса в 1960 году над Уралом.
Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на малой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолёта радарамиПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям, к тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению радиолокаторами перехватчиков из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило бы использовать XB-70 на околозвуковых скоростях и значительно уменьшило бы радиус их применения. В итоге оказалось, что «Валькирия» будет вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же будет обладать меньшим радиусом действия.
Проект «Валькирии» был закрыт по распоряжению президента США Джона Кеннеди в 1961 году, как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях.
В-52, никогда не предназначавшийся для маловысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента и остался в строю ещё на 55 лет.
Разработка
Разработка самолёта компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за сложности теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом[источник не указан 3073 дня].
Первоначальная версия самолёта, B-1A, разработана ещё в начале 70-х (первый полёт — 23 декабря 1974), но три года спустя по политическим соображениям было решено прекратить программу — производство было прекращено после изготовления первых 4 прототипов.
Работы по созданию бомбардировщика были возобновлены после прихода к власти в 1981 году президента Рональда Рейгана и в 1980 году на базе B-1A был создан B-1B, как самолёт маловысотного прорыва ПВО (первый полёт — ???); он поступил на вооружение ВВС США в 1985 году.
Самолёт поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия.
В 1990-х годах его переоборудовали в носитель тактического вооружения.
Эксплуатация
В 1998 году самолёт получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косове в следующем году. Также самолёт принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане.
В 2010-х B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit и является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и палубных F-14 Tomcat в 2006 году.
Самолёту принадлежит 61 мировой рекорд по скорости, дальности, нагрузке и скороподъёмности[4] (по данным производителя — более 100[5]).
В период с 2013 по 2016 годы самолеты налетали почти 47 тыс. часов за границей (в эти показатели не включены миссии постоянного присутствия бомбардировщиков или более короткие ротации в Европу и в регион Тихого океана), из-за интенсивного использования их более 10 лет на Ближнем Востоке в качестве единственного американского сверхзвукового бомбардировщика с большой полезной нагрузкой флот Lancer неоднократно выходил из строя и требовал обширного обслуживания.
На 2019 год американская армия располагает «единицами» находящихся в боеготовности стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer, что угрожает возможностям Пентагона по нанесению ударов дальней авиацией. Причиной такого состояния самолетов является их «почтенный» возраст и отсутствие необходимых для их обслуживания ресурсов. За последний год полеты этих бомбардировщиков приостанавливали из-за технических неполадок два раза (см. Происшествия).[6]
На начало 2021 года в парке активного использования осталось 57 машин. Имеются планы сократить активный парк Lancer до 45 единиц, чтобы обеспечить эффективную поддержку наиболее функциональных образцов (ранее стало известно о разрешении Конгресса изъять, использовать в испытательных целях или и вовсе отправить в музеи 17 машин).
Полностью отказаться от использования этих бомбардировщиков американские военные планируют к 2036 году.[7]
В производстве различных аэродинамических элементов, узлов, агрегатов и бортового оборудования самолёта были задействованы следующие коммерческие структуры[8]:
— контракт отмененВ скобках приводятся типы контрактов: CPIF — контракт с оплатой затрат по себестоимости и поощрительным вознаграждением; FFP — контракт с твёрдо фиксированной ценой; FPI — контракт с фиксированной ценой и поощрительным вознаграждением. В процентном соотношении дано распределение суммы конкретного госконтракта (90 % — подрядчик, 10 % — субподрядчики)
Модификации
Манёвры двух B-1B над Нью-Мексико. 24 февраля 2010 года
B-1A (произведено 4 машины) Версия, построенная по изначальному техзаданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха[10][11]. В качестве системы спасения экипажа устанавливалась одна катапультируемая капсула, в которой самолёт покидали все четыре члена экипажа вместе[12].
B-1B (произведено 100 машин) Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолёта маловысотного прорыва ПВО посредством возможности полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности[11]. Для спасения экипажа используется система из четырёх индивидуальных катапультируемых кресел ACES II, над каждым из которых расположен свой персональный аварийный люк. Во время полёта каждый член экипажа зафиксирован в своём кресле и может катапультироваться независимо от остальных. Покинуть B-1B одновременно всем экипажем невозможно; предусмотрено поочерёдное катапультирование: сначала сидящие сзади операторы вооружения и оборонных систем, затем пилоты — чтобы члены экипажа не могли врезаться друг в друга. За время использования персональные катапультируемые кресла ACES II доказали свою надёжность и низкий уровень травмирования человека при катапультировании[12].
B-1R (в стадии разработки) Вариант, выдвинутый в качестве модернизации B-1B[13]. По замыслу разработчиков, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые РЛС, ракеты класса воздух-воздух и новые двигатели Pratt & Whitney F119. Предположительно, данный вариант самолёта будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полёта будет на 20 % меньше, чем у предшественника[14].
Модернизации
В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B[3], средний возраст которых составил 24,1 года[15]. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.
Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа, начавшаяся в 1993 году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями[16].
В рамках программы были реализованы следующие модернизации:
Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддержки GPS-навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.
Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные устройства. Link-16 — программа по оснащению самолётов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени.
2016: намерены провести плановые работы по модернизации оснащения кабин пилотов.[17]
После проведения модернизации B-1B ВВС США планирует сохранить данные самолёты на вооружении до 2038 года[18].
На вооружении
ВВС США — 61 B-1B Lancer, по состоянию на 2018 год[19]. По состоянию на август 2019 года, шесть из них были полностью боеготовы[20].
Боевое применение
В декабре 1998 года — во время воздушно-наступательной операции «Лиса пустыни» в Ираке по уничтожению объектов, где могли бы находиться или производиться компоненты оружия массового поражения, а также его носители. Два B1-B в ходе четырёх самолёто-вылетов второго этапа операции (следуя во втором эшелоне, после уничтожения РЛС комплексов ПВО и большей части мобильных пусковых установок ЗРК крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, ВТО самолётов тактической и палубной авиации, в ходе первого этапа) бомбами Mk 82 уничтожили базы Республиканской гвардии[21].
В 2001—2002 годах — в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу), доставленных коалиционными силами, в числе которых — около 3900 корректируемых бомб JDAM[18][22]. 1 самолёт потерян по техническим причинам[23].
В 2003 году — во время военной операции «Иракская свобода» в Ираке, на B1-B пришлось около 43 % сброшенных корректируемых бомб JDAM, использовалось 11 самолётов.[18][22]
19 марта 2011 года — во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками Northrop B-2 Spirit с базы ВВС Уайтмен, штат Миссури, они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составила около 24 часов. В этой операции B-1B уничтожили 105 целей, а B-2 Spirit — 45 целей. Среди них склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники[18][24][25].
С октября 2014 года по январь 2016 года — B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани[26]. За это время доля вылетов B-1B составила 3 % от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ, а доля сброшенных бомб и других боеприпасов — 40 %[27]. Участвовавшие в операции самолёты планируется модернизировать летом 2016 года.
Происшествия
Десять B-1B были потеряны в результате катастроф. В период с 1984 по 2001 годы в результате катастроф и происшествий с B-1B погибло 17 человек.
19 сентября 1997 года в 15:25 B-1B (с/н 85-0078) разбился при выполнении учебно-тренировочного полёта на малой высоте. Все четыре члена экипажа погибли[28][29][30][31][32].
18 февраля 1998 года B-1B (с/н 84-0057) потерпел крушение вблизи города Марион[en]. После сигнализации о пожаре и выключения двигателя произошло короткое замыкание в панели предупреждения и тушения пожара, вызвавшее отключение оставшихся трёх двигателей. Экипаж благополучно катапультировался[31].
12 декабря 2001 года в 21:30 B-1B (с/н 86-0114) потерпел крушение над Индийским океаном. Все четверо членов экипажа успешно катапультировались и были спасены. Чрезвычайная ситуация произошла во время перелёта для выполнения дальней боевой миссии над Афганистаном. Пилот — капитан Уильям Стил — объяснил крушение «несколькими неисправностями», в результате которых бомбардировщик «вышел из-под контроля»[31][33][34][35].
15 сентября 2005 года B-1B (с/н 85-0066) был серьёзно поврежден в результате пожара при посадке на авиабазе «Андерсен» на острове Гуам. Утечка гидравлической жидкости и искры из повреждённого колеса вызвали пожар в правом шасси во время приземления самолёта. В результате пожара были повреждены правое крыло, гондола двигателя, планер и шасси. Сметная стоимость ремонта составила более чем 32 миллиона долларов[36].
8 мая 2006 года B-1B (с/н 86-0132) после одиннадцатичасового перелёта на остров Диего-Гарсия приземлился с поднятым шасси. Возникший пожар был быстро потушен. Экипаж эвакуировался через верхний люк, второй пилот получил незначительную травму спины[37].
4 апреля 2008 года в 21:10 B-1B (с/н 86-0116/EL) был уничтожен последовательными взрывами боекомплекта во время пожара на авиабазе «Аль-Удейд»[en] в Катаре. Причиной стал отказ гидравлической системы во время руления, после которого бомбардировщик врезался в бетонный барьер и загорелся. Экипаж благополучно покинул самолёт[38][39].
19 августа 2013 года в 09:30 B-1B (с/н 85-0091) потерпел крушение недалеко от города Бродус (Монтана) во время тренировочного полёта после взлёта с авиабазы «Эллсворт»[en]. Все четверо членов экипажа благополучно катапультировались и приземлились с легкими травмами. Причиной стало механическое повреждение, вызвавшее утечку топлива и взрывы[40][41][42][43].
20 апреля 2022 года в 22:16 B-1B (с/н 85-0089), приписанный к 7-му бомбардировочному крылу[en] Командования глобальных ударов ВВС США, потерпел катастрофический отказ двигателя при проведении технического обслуживания на авиабазе ВВС США «Дайс» в штате Техас. Во время изменения режима работы на максимальную мощность с целью проверки правильности работы сопла, двигатель F101-GE-102 вышел из строя, выбросив диск вентилятора 2-й ступени, который разорвал топливопроводы, что привело к возгоранию. Диск приземлился на расстоянии более 500 футов от самолёта. Специалист по техническому обслуживанию получил рваные раны, повреждения мышц и костей, в результате попадания горячих осколков в правую ногу. Бомбардировщик получил катастрофические повреждения двигателя № 1, обширные повреждения левой гондолы и крыла, повреждения критически важных механических, электрических и гидравлических компонентов. Ущерб, причинённый самолёту, составил 14 943 680 долларов США. Диск вентилятора отработал только четверть назначенного срока службы[50][51][52][53][52][54].
С 7 по 21 июня 2018 года, после инцидента в Мидлэнде, полёты B-1B были приостановлены, так как была обнаружена проблема с одним из компонентов кресла катапультирования самолёта[12][55].
В 2019 году B-1B вновь вывели из эксплуатации — выявлялась проблема в установке «тормозного парашюта».
Весной 2021 года ВВС США в третий раз за последние три года приостановили полёты всего парка бомбардировщиков B-1B Lancer. На этот раз причиной стали проблемы с корпусом фильтра топливного насоса[7].
Аварийная посадка в Мидленде 1 мая 2018 года
Во время обычного тренировочного полёта сработала пожарная сигнализация в трёх отсеках бомбардировщика (позднее СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, сообщили, что экипаж обратил внимание на сигналы, появившиеся на панели предупреждений о пожаре: сначала о пожаре третьего двигателя (всего их у самолёта четыре), расположенного ближе к фюзеляжу, а затем о пожаре в надкрыльевом обтекателе). Два пожара удалось погасить штатными средствами, третий — в двигателе №2, — ликвидировать не удалось и командир приказал экипажу покинуть самолёт. Первым выполнить приказ командира должен был оператор вооружения, аварийный люк был отстрелян, произошла разгерметизация кабины, но кресло оператора не поехало по рельсам, и катапультирование не произошло. После этого командир корабля скомандовал — «отменить катапультирование. Пытаемся сесть». В течение 25 минут B-1B с горящим двигателем и разгерметизированной кабиной долетел до аэропорта в Мидленде и был благополучно посажен, затем был потушен горевший двигатель (оператор вооружения оставался в своём кресле всё время до посадки, при этом сохранялась опасность того, что катапультирование его кресла всё-таки произойдёт). Самолёт стоимостью 400 миллионов долларов был спасён; после капитального ремонта и модернизации он будет возвращён в 7-е бомбардировочное авиакрыло в Техасе[12][56][57][58].
Неофициальные источники, знакомые с результатами расследования, назвали командира экипажа героем за спасение боевой машины и людей на борту. Впоследствии членов экипажа наградили Крестами лётных заслуг за профессионализм и мужество, проявленные в аварийной ситуации.
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Pace S., 1998; Logan D., Miller J., 1986; Ильин В. Е., Левин М. А., 1996.
↑Jenkins, Dennis R. B-1 Lancer: The Most Complicated Warplane Ever Developed. — New York: McGraw-Hill., 1999. — ISBN ISBN 0-07-134694-5.
Unique Capabilities (неопр.). Дата обращения: 9 ноября 2016. Архивировано 6 ноября 2016 года.
Стратегические бомбардировщики США признаны негодными к службе // Рамблер, 10 июня 2019
↑ Газета.ru, 25.04.2021
Statement of Hon. Walter B. LaBerge, Assistant Secretary of the Air Force for Research and Development. / Department of Defense Appropriations for Fiscal Year 1975 : Hearings before a Subcommittee of the Committee on Appropriations, United States Senate, 93rd Congress, 2nd Session on H.R. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1974. — Pt. 4 — P. 551—553 — 744 p.
ISBN 0-354-00521-9.
«USAF Almanac: Facts and Figures» (data as of 30 September 2004). Wayback Machine Air Force Magazine, May 2005. Retrieved: 3 July 2011.
Boeing - B-1B Lancer(англ.). Архивировано 4 июня 2012 года.
↑ US Air Force — B-1B Lancer Fact Sheet(англ.). Архивировано 4 июня 2012 года.
Потери ВВС США в Афганистане Коммерсантъ»
Air Force Magazine - Bombers over Libia(англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
Архивировано 3 июня 2012 года.
Курдский выступ. Сражение за Кобани Wayback Machine // lenta.ru
США отправят на борьбу с «Исламским государством» бомбардировщики B-52 (неопр.). Архивировано 6 марта 2016 года.
Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
CNN - Air Force suspends Monday's combat training flights - Sept. 20, 1997 (неопр.). edition.cnn.com. Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 4 октября 2018 года.
B-1 bomber crash blamed on crew CNN, December 9, 1997
B-1 Crash and Rescue, Diego Garcia (неопр.). www.zianet.com. Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
1986 USAF Serial Numbers (неопр.). www.joebaugher.com. Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 8 ноября 2015 года.
Andersen, Tinker rebuild B-1 (неопр.) (22 июля 2011). Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 22 июля 2011 года.
Report: pilot error caused B-1B crash > Air Combat Command > Article Display (неопр.) (29 декабря 2016). Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 29 декабря 2016 года.
B-1 bomber burns after landing in Qatar - CNN.com(англ.). edition.cnn.com. Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 14 ноября 2018 года.
B-1 plane catches fire in Qatar (англ.) (4 April 2008). Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Архивировано 15 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
B-1B accident report released > U.S. Air Force > Article Display (неопр.) (5 мая 2017). Дата обращения: 14 ноября 2018. Архивировано 5 мая 2017 года.
Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Planes Of Legend on Twitter (рус.), Twitter. Дата обращения: 14 ноября 2018.
оригинала 2 мая 2018 года.
The Aviationist on Twitter (рус.), Twitter. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Архивировано 28 июля 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Архивировано 27 сентября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Air Force B-1 Lancer blew escape hatch in emergency landing, but its seat did not eject (англ.), Air Force Times (18 May 2018). Дата обращения: 14 ноября 2018.
(21 апреля 2022).
B-1 Bomber’s Engine Burst Into Flames At Dyess Air Force Base(англ.). The War Zone (21 апреля 2022).
↑ (6 февраля 2023).
(4 февраля 2023).
Video Shows B-1B’s Catastrophic Engine Failure, Explosion And Fire At Dyess AFB Last Year(англ.). The Aviationist (21 июня 2023).
РИА Новости, 09.06.2018
'Crimped' Component— Not Ejection Seat— Caused B-1B Mishap, UTC Says (англ.). Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
Архивировано 14 ноября 2018 года.
Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения: 14 ноября 2018.
↑ North American Aircraft Rockwell International — B-1B Fact book(англ.) (PDF). www.fas.org. Архивировано 24 июня 2012 года.
North American Aircraft Rockwell International: B-1B - Книга фактов, стр. 12, таблица A-1a(англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, стр. 85/111, таблица А-1(англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
↑ Лётно-технические характеристики Ту-95 (неопр.). Дата обращения: 6 марта 2017. Архивировано 2 января 2021 года.
↑ 123Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ.1996. 272 с. Том 1. С.68 ISBN 5-89327-004-5
«Tu-160 Blackjack (Tupolev).» Wayback Machine globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
«2007 USAF Almanac — Equipment». Архивировано 1 декабря 2007 года. AIR FORCE MAGAZINE, Journal of the Air Force Association, Vol. 90, Issue 5, May 2007, p. 62. ISSN: 0730-6784.